МАССОЛИТ — это вымышленное объединение литераторов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сатира в изображении московского общества в романе Булгакова
Действие романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова разворачивается одновременно в двух временных промежутках: во времена Понтия Пилата в Иерусалиме и в 20-30-е годы 20 века в Москве. Ключевым двигателем сюжета в московских эпизодах является прибытие Воланда, решившего посмотреть, изменились люди за сто лет или нет.
Изображение москвичей и Москвы в романе почти полностью становится сатирой. Большая часть персонажей, показанных писателем, – это лживые, нечистоплотные, несовершенные люди. Каждый из них при этом является не индивидуальным характером, а собирательным образом. Особенно ярко это заметно при описании следящей за всеми и патологически жадной Аннушкой.
Критика писателя обращена исключительно на подлых, наглых представителей человеческого общества. Но сатира, в которую автор заворачивает критику, скорее веселая, чем жестокая. Писатель высмеивает пороки людей, а похождения Воланда только подтверждают то, что московское общество совершенно не изменилось и не стало идеальным, как об этом пишут газеты.
Произведение «Мастер и Маргарита» - это отражение размышлений писателя. Булгаков, изображая московскую действительность, использует прием «свирепого гротеска», с помощью которого отделяет правду от лжи, отрицает безобразное в жизни и утверждает ценности.
Роман «Мастер и Маргарита» - это сочетание реальности и фантастики. Но сатира Булгакова в этом романе беспощадно реалистична, конкретна, психологически и исторически достоверна.
В этом произведении город, время и люди соединены в живописную и убедительную картину – недаром существует понятие «булгаковская Москва».
Булгаковская Москва
Москва 1930-х годов населена обыкновенными людьми, которых писатель видел вокруг себя в действительности. Но однажды в городе появляется Воланд, Сатана, который раз в сотню лет приходит на землю, чтоб проверить, как живут люди. Быт и нравы Москвы того времени оказываются объектом интереса и самого Булгакова. К. Симонов отметил, что при чтении романа Булгакова в глаза людям старших поколений бросается то, что главным полем для наблюдений писателя послужила Москва обывательская, околотеатральная и окололитературная.
Топография произведения с одной стороны, ограничена Тверской улицей, с другой – Кропоткинской набережной, то есть территорией между Бульварным и Садовым кольцом. Здесь находятся:
- «особняк Маргариты»,
- «подвал Мастера»,
- Варьете, где выступал Воланд со своей свитой,
- «Дом Грибоедова»,
- «нехорошая квартира» на Садовой, 302-бис.
На этой небольшой территории разыгрываются невероятные события – смешные и трагичные. Здесь правит бал Воланд, который обнажает все пороки уважаемых и добропорядочных москвичей.
В булгаковской Москве живут бездумные атеисты, которые верят в безраздельное торжество разума, такие, как Берлиоз, отмахивающийся от всего необъяснимого и сверхъестественного одной только фразой: «Этого не может быть».
Сатира Булгакова беспощадна в отношении московских литературных чиновников и литераторов, о которых писатель знал не понаслышке. Например, писатели ассоциации МАССОЛИТ не стремятся к самосовершенствованию, не занимаются поиском истины, потому что они считают, что реальная правда – это отдых на курортах, престижная дача, изысканная пища в дорогом ресторане, куда закрыт вход простому смертному. Писатель изображает критиков-конъюнктурщиков в лице мастера печатной ябеды Латунского. В романе досталось и руководителям театра Варьете, Варенухе, Римскому и Степе Лиходееву, которых отличает хамоватость, корыстность и лживость.
В своем романе писатель высмеивает и новые московские порядки. Но такие ли они новые? И на самом деле, казалось бы, ничего не изменилось: люди так же ходят в магазины, театры, веселятся в ресторанах. Но только место интеллигенции заняли прыткие мещане. И осетрина в театральном буфете подается теперь «второй свежести».
На сеансе черной магии, который помощники Воланда устраивают в столичном Варьете, Воланд искушает москвичей ширпотребом и деньгами, компрометируя каждого в отдельности и город в целом. Мессир замечает, что горожане очень сильно изменились внешне, но в остальном они такие же. Так же любят деньги. И отмечает, что только квартирный вопрос испортил москвичей, который их волнует гораздо больше, чем вопрос спасения души. И дело здесь даже не в том, что герои романа не стесняются брать взятки, прячут золотые червонцы. Дело в том, что они совершенно утратили представление о справедливости и добре. И это гораздо страшнее.
Воланд проносится над Москвой, жестоко наказывая горожан за их ложь, низость, подлость, алчность, скупость. Один из ярких парадоксов произведения состоит в том, что шайка Воланда, набедокурив в Москве, в то же время возвращает к жизни честность, порядочность, жестоко наказывает неправду и зло, служа утверждению древних нравственных заповедей. И если свита Воланда в романе предстает в личине мелких бесов, которые неравнодушны к разрушению, поджогам, пакостничеству, сам мессир неизменно сохраняет величавость. Воланд наблюдает быт и нравы булгаковской Москвы как исследователь, который проводит научный опыт. Его полномочия поистине велики: Воланд обладает привилегией наказывать. Сама идея писателя поместить в Москву 1930-х годов Сатану и его свиту, олицетворяющих силы, не поддающиеся никаким законам логики, является глубоко новаторской. Князь Тьмы появляется в Москве, чтобы «испытать» героев произведения, воздать должное Маргарите и Мастеру, которые сумели сохранить любовь и верность друг другу, наказать предателей, лихоимцев, взяточников. Над ними суд вершится не по законам добра, все они окажутся не перед людским судом. Им судьей будет время, как оно стало судьей для жестокого Понтия Пилата.
По мысли писателя, в этой ситуации бороться со злом нужно силами зла, чтобы восстановить справедливость. И в этом заключается трагический гротеск романа.
Булгаковская Москва фантастична, однако взгляд автора на город нельзя назвать исключительно субъективным. Реальная Москва была фоном, на котором писатель мог бы воплотить свой замысел, так как реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Нужно было лишь посмотреть на нее с точки зрения общечеловеческих ценностей, и сразу становилось ясно, что в Москве все не так, как требуют законы нормальной человеческой жизни.