«Московский журнал» Н. М. Карамзина – это первый в России литературный рубрицированный журнал.
История создания и развития «Московского журнала» Н. М. Карамзина
Первый номер «Московского журнала» вышел в январе 1791 года. В период с 1791 по декабрь 1792 года было выпущено всего восемь частей журнала. Каждая часть журнала содержала три книжки. Н. М. Карамзин объявил о подписке осенью 1790 года в одном из номеров газеты «Московские ведомости» и тогда же он изложил программу будущего издания. Карамзин предполагал включить в издание следующие рубрики:
- Русские сочинения в прозе и стихах;
- Переводы иностранных произведений;
- Литературная критика русских произведений;
- Информация о театральных пьесах;
- Происшествия и описания, особенно из жизни писателей.
Карамзин отмечал, что в издание не будут входить мистические, теологические, «слишком ученые педантические, сухие пиесы».
Таким образом, Н. М. Карамзин отмежевался от изданий масонско-религиозной ориентации и от изданий научно-информативного направления. А лояльность к правительству означала отказ от обсуждения на страницах издания политических вопросов и публикации социальной сатиры. Таким образом, «Московский журнал» был чисто литературным журналом, в котором мог присутствовать критический элемент, но только в критико-библиографических разделах, которые завершали каждую книжку журнала. Они состояли из рецензий на книги и на театральные спектакли.
Структура, тематика журнала
Журнал Н. М. Карамзина имел четкую структуру. Каждая книжка – месячный номер» открывался разделом поэзии, где постоянно печатались И. И. Дмитриев, Г. Р. Державин и сам Н. М. Карамзин. Кроме того, в этом разделе публиковали свои произведения С. С. Бобров, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Н. П. Николаев, Н. Львов, князь С. Урусов. Г. Р. Державин опубликовал в журнале такие произведения, как:
- «Ода к Эвтерпе»;
- «Видение Мурзы»;
- «Памятник герою»;
- «Прогулка в Царском селе»;
- «Ласточка» и т.д.
И. И. Дмитриев здесь опубликовал свои лучшие «сказки» - «Картина», «Молодая жена», «Быль», а также басни, эпиграммы, зарисовку «Отставной вахмистр», песню «Сизый голубочик».
Сам Н. М. Карамзин в «Московском журнале» опубликовал стихотворения:
- «Раиса, древняя баллада»;
- «Выздоровление»;
- «Граф Гваринос»;
- «Филлиде»;
- «Осень»;
- Ода «К милости».
Публикация оды «К милости» имела принципиальное значение, так как адресат произведения – императрица Екатерина II, к которой завуалировано обращается Карамзин. И это был единственный случай, когда он на страницах издания отреагировал на политические акции правительства.
После стихотворного раздела шел раздел прозы, в которой помещались переводные и оригинальные произведения. Среди иностранных материалов особенно выделятся опубликованный в нескольких книжках цикл повестей «Вечера» Мармонтеля, а также биографическая повесть «Жизнь и дела Иосифа Бальзамо» Калиостро. В этом же разделе публиковались драматические произведения, например, мелодрама «София», сцены из драмы «Сакунтала» индийского писателя Калидасы.
Основным автором прозаических произведений в журнале являлся сам Н. М. Карамзин. в каждом номере публиковались его «Письма русского путешественника», оказавшие значительное влияние на современников писателя. Это произведение стало художественным открытием Н. М. Карамзина. Эпистолярная форма соответствовала традиции сентиментального путешествия, которая была утверждена в европейской литературе Л. Стерном.
Карамзин сознательно устранился в «Московском журнале» от политической проблематики, избегал осуждения чьих-либо взглядов, отличавшихся от его собственных, и не только в сфере политики, но и в философско-нравственных вопросах. И это была принципиальная позиция писателя, отражавшая характерную особенность образа его мыслей в период издания журнала. Н. М. Карамзин подчеркнуто отказывается видеть в поэзии и литературе только средство морального назидания. Он говорит об искусстве поэзии, ее высоком предназначении, самодостаточности. То есть Карамзин относит поэзию к сфере чистоты духовного наслаждения. В журнале нет материалов воспитательной направленности и философско-нравственных рассуждений, которые были характерны изданиям масонской ориентации.
Кроме «Писем русского путешественника» в «Московском журнале» Карамзин печатает и свои повести – «Лиодор», «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза», а также философскую сказку «Прекрасная царевна и счастливый карла», нравоописательный очерк «Фрол Силин, благодетельный человек». Произведения были очень популярны у читателей.
В журнале публиковались описания жизней писателей и «иностранные сочинения в чистых переводах». В «Московском журнале» были помещены биографии немецких писателей 18 века («Соломон Геснер», «Жизнь Клопштока», «Виланд»). Важное место отводилось переводам. В журнале были опубликованы фрагменты романа «Жизнь и мнения Тристрама Шепди» Л.Стерна, сочинение «Похвала Элизе Драпер» аббата Рейналя, статьи К.Ф.Морица «Кофейный дом», «Нечто о мифологии».
Достоинством журнала Н.М. Карамзина являлся критико-библиографический раздел, который охватывал новинки отечественной и иностранной литературы. Кроме того, в отличие от других журналов, здесь публиковались регулярные театральные рецензии, которые дополнялись рубрикой «Парижские спектакли». Благодаря переводам театральных рецензий из журнала «Mercure de France», русский читатель получал возможность быть в курсе парижской театральной жизни.
Большая часть литературных и театральных рецензий в журнале принадлежала самому Н. М. Карамзину.
«Московский журнал» Н.М.Карамзина был приобщен к современности. Главная заслуга Карамзина состояла в том, что благодаря этим публикациям читатели были в курсе последних литературных и театральных новостей, как отечественных, так и зарубежных. Но технические причины, недостаток подписчиков, соображения творческого характера вынудили писателя закрыть издание. Карамзин решает попробовать новую форму коллективных изданий – альманах.