Агиография — это богословская дисциплина, которая занимается изучением житий святых, богословских и историко-церковных аспектов святости.
Монашество и русская литературы
В рамках изучения темы «монашество и литература» можно выделить несколько направлений:
- Путь творческой личности к монашеству;
- Общение писателей и монашествующих;
- Творчество монашествующих;
- Монашество глазами писателей;
- Русская классика в восприятии монашества.
Тема общения писателей и монахов была достаточно хорошо проработана в 19 веке. Центральными фигурами в этом аспекте являются К.Н. Леонтьев, Н.В. Гоголь, Вл. Соловьев, Киреевские, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Примечательна и встреча молодого И.С. Шмелева с Варнавой Гефсиманским, благословившим его на писательский путь.
Известны случаи, когда писатели, которые уже достигли известности на литературном поприще, принимали решение уйти в монастырь. В 19 веке самым ярким примером этому является К. Н. Леонтьев (монах Климент). Среди известных литераторов 20 века - поэт Д.А. Шаховской, который принял иночество на Афоне и впоследствии стал епископом Сан-Францисским и поэтесса Е.Ю. Кузьмина-Караваева, ставшая монахиней Марией.
Достоин осмысления и путь писателя в монастырь, даже если он не закончился постригом. Например, Н.В. Гоголь мечтал поселиться в Оптиной пустыни и хотел даже принять иночество. Писатель в последние годы своей жизни собирался на Афон. Еще один пример – Иван Шмелев, который хотел погрузиться в монастырскую атмосферу для того, чтобы в ней искать духовные силы для завершения своего романа «Пути небесные». И Гоголь, и Шмелев в монастыре искали не только возможность личного спасения, но и удобное место для творчества. Они намеревались в обители закончить работу над своими главными произведениями и воплотить в художественного слове путь духовного воскресения человека.
Наряду с монашеством писателей существует и творчество монашествующих. В данном контексте следует упомянуть о монахине-поэтессе Марии (Е. Шаховой), игумене Антонии (А. Бочкове), преподобном Макарии (Глухареве), скимонахе Сергии, известном под псевдонимом Святогорец (Веснин).
Особого внимания заслуживает классический диалог в стихах А.С. Пушкина и митрополита Московского Филарета. Этот разговор в символическом виде даже изображен на одном из клейм иконы святителя Филарета.
О творчестве размышлял и святитель Игнатий Брянчанинов. Он был сам не чужд поэзии, написал несколько замечательных эссе. В целом он судил литературу снисходительно, до тех пор, пока речь шла о нейтральных вещах, например, об описаниях природы. Но когда же речь шла о попытках отражения духовной реальности, Игнатий Брянчанинов становился беспощадным. Свои точные и емкие суждения он изложил в работе «Христианский пастырь и христианин-художник». Там он намечает пути, на которых соединение понятий «художник» и «христианин» невозможно. Он в своей работе призывает творческую личность к святости, к очищению души и считает, что лишь тогда художник может «говорить свято, петь свято, живописать свято», когда «озаряется вдохновением свыше». Известен отзыв Брянчанинова о «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.
До современности дошли лишь краткие суждения оптинских старцев – слова преподобного Амвросия о Ф. М. Достоевском («это кающийся») и Л.Н. Толстом («горд очень»).
Преподобный Варсонофий Оптинский интересовался литературой и часто рассуждал о ней. Например, в беседе с духовными детьми в мае 1910 года он привел очень интересный образ, сравнив художников и писателей с людьми, которые пришли в церковь, когда храм полон народа, и служба уже началась. Такие люди встали у входа, им трудно войти, но они и не прилагают к этому особых усилий. Так и художники и поэты «толпились у врат Царства Небесного, но не вошли в него».
В контексте взаимоотношений православной церкви и светской секулярной культуры Нового времени уместным будет вспомнить и проницательные эссе и очерки о русской культуре архиепископа Иоанна Сан-Францисского.
Восприятие монашества в литературе
В древнерусской литературе, которая в своих основах является сотериологической, монашество было в центре внимания. С ним в первую очередь связаны гимнография и агиография того времени. большая часть русских святых средневековья являются преподобными. В канонах, житиях, затем в акафистах раскрывался смысл их подвигов и запечатлевались черты характера, личности, биографии. Мирская литература, едва зародившись, недвусмысленно обозначила свою позицию по отношению к монашеству. В переводах западных произведений эпохи Возрождения, которые проникали в Россию в 17 в., а также в подражаниях им неизвестных русских авторов общим местом было мнение о лицах духовного сословия, в первую очередь, о монахах, как о мздоимцах, развратниках, тунеядцах. С петровских времен в церкви видят косную силу. Например, в сатирах Кантемира церковники представлены как опасные мракобесы, которые препятствуют развитию науки.
Но в литературе 19 века наблюдается попытки преодоления такого отношения. В творчестве крупнейших поэтов начала 19 века монастырская жизнь предстает иначе. Романтизм по своей сути является чуждым аскетике. Образ монастыря присутствует в поэмах М.Ю. Лермонтова. В творчестве А.С. Пушкина тема монастыря и монашества претерпели значительную эволюцию. Например, в стихотворении лицейского периода «К сестре» монастырь представлен как «глухая темница». В наброске «Вечерня отошла недавно…» обитель – это место, где осуществляется напряженная работа человеческой души. В произведении «Монастырь на Казбеке» обитель поэту представляется как «далекий, вожделенный берег».
В целом на протяжении Нового времени в светской культуре монашеский аскетизм воспринимался как психопатическое явление, хронический недуг. Инок как персонаж художественного произведения на протяжении многих десятилетий оставался исключительным явлением.