Месть и великодушие
Вечные темы (в искусстве) - традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема мести.
Когда речь заходит о проблеме мести и её отражении в литературе, невозможно оставить в стороне понятие-антипод мести - великодушие.
Месть - вред, причиняемый в наказание за вред, причинённый ранее.
Великодушие - свойство характера человека, его способность к прощению, незлопамятности; одна из высших добродетелей человека.
В каком-то смысле эта проблема является частным случаем противостояния добра и зла. В данном случае с понятием добра соотносится великодушие, месть же остаётся в категории зла. Великодушие - это проявление внутренней силы, в то время как месть - это слабость, неспособность противиться искушению ответить ударом на удар.
Сюда же можно отнести вечное противостояние динамики и статики, гармонии и хаоса. Великодушие здесь - это внешнее проявление гармонии души человека, находящегося в состоянии мира с окружающими. Месть же - бесконтрольная деструктивная сила, разрушительная энергия которой направлена как на мстящего, так и на его жертву.
Все эти рассуждения появлялись в произведениях русской классической литературы. Многие авторы обращались к этой теме, рассуждая о том, является ли месть необходимой мерой защиты или же духовной слабостью.
Месть в произведениях А.С. Пушкина
Не обошёл стороной данную вечную тему и Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии». Рассуждение над данной проблемой можно найти на страницах сразу нескольких его крупных произведений:
- «Капитанская дочка»;
- «Евгений Онегин»;
- «Дубровский».
В романе «Капитанская дочка» причиной для появления темы мести становится конфликт главного героя, Петра Гринёва, с офицером Белогорской крепости Алексеем Швабриным. Начав как друзья, вскоре молодые люди обнаруживают, что слишком разнятся для того, чтобы быть друзьями. Камнем преткновения, обнажившим несхожесть натур Швабрина и Гринёва, стало их отношение к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой.
Швабрин, будучи не в состоянии принять тот факт, что Маша влюблена в Гринёва, а не в него, вызывает Гринёва на дуэль, где подло ранит противника. Чуть позже Швабрин насильно удерживает Машу в плену, заставляя её выйти замуж за него. Не может простить Гринёву Швабрин и того, что Пётр вызволил Машу из плена. Последним актом мести, совершённым Швабриным, становится его донос на Гринёва, из-за которого того едва не казнят.
Все самые худшие поступки Алексея Швабрина были продиктованы его желанием мести.
К ужасным последствиям приводит и мстительность Евгения Онегина, задумавшего поквитаться со своим другом, Владимиром Ленским, за то, что тот немного обманул его, преуменьшив список приглашённых на именины Татьяны Лариной гостей. В отместку другу раздосадованный Онегин флиртует с любимой девушкой Ленского - Ольгой. Конфликт, начавшийся из-за пустяка, заканчивается гибелью Ленского от рук Онегина на дуэли, поскольку Евгений оказывается не в состоянии признать, что был неправ, и попросить прощения.
Бесконечный цикл мести мы видим в романе «Дубровский», где весь сюжет построен на том, что персонажи мстят за новые и новые козни в отношении друг друга. Конфликт помещиков Дубровского и Троекурова, пустяковый и ничтожный, приводит к смерти Дубровского, сын которого не может простить гибели отца и становится разбойником, русским Робин Гудом. Цикл мести смогла остановить только любовь Дубровского к Маше Троекуровой, дочери помещика.
Великодушие побеждает месть.
Александр Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом».
Месть в произведениях М.Ю. Лермонтова
Противостояние мести и великодушия находит отражение и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где Грушницкий не может простить Григория Печорина, главного героя произведения, за то, что княжна Мери отдала предпочтение ему. Способом мести Грушницкого становится клевета, на которую Печорин мог ответить только вызовом на дуэль. Условия дуэли Грушницкий также подстраивает, ведя нечестную игру. Печорин проявляет великодушие, давая Грушницкому шанс закончить конфликт мирно, однако тот этот шанс не принимает.
Месть в произведениях А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов, мастер коротких рассказов, также не обошёл стороной тему мести, которая появляется в двух его произведениях:
- «Неприятность»;
- «Месть».
Герой первого рассказа, врач Овчинников, ссорится с фельдшером. Их конфликт доходит до абсурда, когда они постоянно строчат донесения друг на друга. Разрешить конфликт было бы очень легко - лишь проявлением толики милосердия, однако ни врач, ни фельдшер на такое великое чувство не способны.
В рассказе «Месть» декорации меняются. Главный герой, Лев Турманов, привыкший к тому, что его жена ему изменяет, узнаёт о том, что его друг также с ним нечестен - тоже является изменником. В голове у Турманова рождается план мести - попытка подставить друга, Дягтерёва, под арест. Однако месть не удаётся, и провидение будто доказывает нам, что это недостойное поведение: Турманов оказывает Дягтерёву услугу вместо того, чтобы навредить.
Герои Чехова - обычные, простые люди, которые не обладают огромной способностью к прощению, большим сердцем и трепетной душой. И автор показывает нам, насколько мелочны и бессмысленны ссоры его героев.
Луи Жаколио: «Месть — это чувство, доступное самым мелким умам».
Произведения великой русской классики учат нас, что месть никогда не приносит удовлетворения. Она лишь позволяет колесу насилия катиться дальше. Насилие порождает насилие - снова и снова, и так до бесконечности. Лишь великодушием, добротой можно принести гармонию и в мир вокруг, и в свою душу.