Локус – это приуроченность определенных событий и ситуаций к определенному месту (по определению Ю.М. Лотмана).
Топос «сад» в рассказах А.П. Чехова
Топос «сад» является доминантной пространственной категорией в творчестве А.П. Чехова. Он является ключевым в творчестве писателя в период с 1890 по 1900 гг. М.О. Горяева рассматривает сад как отельную пространственную единицу, но указывает на связь с топосом «имение», частью которого является садовое пространство. И этой же точки зрения придерживается Н.Е. Разумова, которая отмечает, что локусы сада, гостиной и кабинета несут «свою семантическую нагрузку».
Сад в составе усадьбы является символом вечности, которая окружает жизнь человека. И на деле это применимо к любому топосу, значимому для Чехова.
Разрозненные упоминания сада в произведениях А.П. Чехова встречаются с начала 1890-х годов. их сборка и систематизация семантически связаны и с усилением доли топоса имения и усадьбы в текстах, и усилением и развитием темы семьи. Эта связка легко устанавливается уже в отрывочных упоминаниях. Например, герои «Дуэли» с ностальгией вспоминают север, прогулки за грибами, сад. Представляя жизнь с Лаевским, Надежда Федоровна в первую очередь думает именно о саде. Герои находят взаимопонимание в палисаднике у дома – «прототипе» сада.
Топос «сад» объемно впервые представлен в рассказе «Страх». Семантически это произведение, которое сам писатель позиционировал как рождественское, связан с другим рассказом «Страхи». Рассказчик в произведении, которое напоминает заметки, приводит три явления, испугавшие его: мерцающий на церковной колокольне огонек, товарный вагон, оторвавшийся от состава и пролетевший мимо, встречу с незнакомым черным псом. Уже здесь писатель закладывает модель символизации: впечатляющими, пугающими и запоминающимися могут быть самые обыкновенные явления. А секрет их воздействия заключается в комплексе – влиянии света, звука и присутствии природы, непостижимой и необъяснимой для человека. Рассказчик и Мария Сергеевна четко ощущают границу между домом и садом.
Образ сада в творчестве А.А. Чехова постепенно эволюционирует, раскрывая природу семейного уклада и природу отдельного человека. А в рассказе «Страх» закладывается еще одна составляющая топоса «сад» - карнавализация. Культура переворота при этом касается в основном христианских реминисценций. Например, одного из персонажей зовут Сорок мучеников, и это сразу отсылает к истории сорока мучеников Севастийских. Сорок мучеников у Чехова существует в единственном числе, и он мучим своими пороками – тунеядством и пьянством.
Карнавальное переиначивание христианских мотивов и комичность продолжаются в «Черном монахе». Повесть представляет легенду о райском саде, но пересмотренную. В произведении Всевышним становится Песоцкий. Он сначала переиначивает «райский» сад, превращает его в коммерческий, после берется за человека.
Сад в пьесе «Чайка»
Топос «сад» в пьесе «Чайка» не является первостепенным, но занимает большое место в репликах персонажей, который свой мир осмысляют как системы «дом+сад». В тексте пьесы лексема «сад» обретает дополнительное значение – сакрального места. Сад воспринимается как личное пространство, где можно ходить в домашнем. И поведение Аркадиной отлично определяет ее характер – она даже в собственном доме играет роль.
Для Треплева сад имеет особое значение – ему важно «выходить в сад и там думать». В пьесе «Чайка» и повести «Черный монах» проявляется важная особенность сада – взаимообусловленность героев и сада. И это в полной мере будет реализовано в пьесе «Вишневый сад». Сад может давать утешение, вдохновлять. В то же время он полностью зависит от того, каков его хозяин – небрежен или хозяйственен, рачителен или нет. Функция сада в пьесе «Чайка» близка к функциям этого образа в фольклоре – он становится местом события, и все ключевые моменты разворачиваются имеено в саду:
- Ставится пьеса «Треплева»;
- Признание Треплева Нине;
- Разговор Нины и Тригорина;
- Встреча Треплева и Нины в финале.
Сад, который становится местом события, как и в «Черном монахе», - это ночной или вечерний сад, связанный с музыкальной «составляющей» структуры произведения. Например, пьеса Треплева ставится при лунном свете, Нина приходит к дому Сорина по ночному саду. Таким образом, система «сад» в пьесе «Чайка» встраивается в драматургический текст, при этом сохраняя комплекс мотивов: музыкальность, ночь.
Сад в пьесе «Вишневый сад»
В комедии «Вишневый сад» сад лексически выносится в заголовок и становится центральным образом. Здесь сад – не просто символ, который пронизывает всю ткань произведения, а центр повествования, объект мечтаний, столкновения интересов и надежд героев. Основные сюжетные линии и структура произведения напоминает пьесу «Три сестры», написанную ранее». Однако есть и различия. Коснулись они жанр пьесы и системы «Сад», в частности, образа чужого человека и образа самого сада. В пространстве пьесы существенно возросла роль и доля сада. Если в пьесе «Три сестры» в саду разворачивалось лишь четвертое действие, то в пьесе «Вишневый сад» сад звучит в разговорах героев, он виден из окон дома, лексема топоса вынесена в заглавие. Но действие разворачивается не в саду, а в доме, то есть герои на сад неизменно смотрят со стороны. Отсутствие действия именно в саду придает ему некую нематериальность, бестелесность.
Вишневый сад – не фруктовый, монокультурный – это результат знания писателем устройства традиционного усадебного сада и способ от него отойти, вернуться к первооснове – райскому саду, который стал прообразом всех садово-парковых комплексов. Создание образа сада в контексте христианской традиции является подтверждением этому.
Иначе раскрывается фольклорное звучание топоса «сад». Здесь в первую очередь следует отметить мотив пустого цветения. Герои пьесы с первых страниц восхищаются цветущим садом. Мотив напрасного цветения часто встречается в фольклоре. Напрасное цветение – это символ несбывшихся планов, надежд, недостатка вдохновения. И в творчестве Чехова этот мотив имеет особое значение. Мотив напрасного цветения раскрывается Чеховым и в повести «Драма на охоте».