Имажинизм – литературное течение 20-х гг. 20 века, которое утверждало главенствующее значение словесного образа над идеей, смыслом. Имажинизм пришел на смену русскому футуризму.
«С кем вы, мастера культуры?»
Октябрьская революция, гражданская война, приход большевиков к власти остро поставили вопрос, который был сформулирован М. Горьким: «С кем вы, мастера культуры?». Именно так называлась опубликованная в 1932 году статья писателя. Другими словами, понимался вопрос об отношении писателей к установившейся власти и об их готовности к сотрудничеству с ней. О готовности сотрудничать с новой властью практически сразу же заявили авторы, которые приобрели известность к 1917 году. среди согласившихся были:
- А. А. Блок
- М. Горький
- С. А. Есенин
- В. Я. Брюсов
- В. В. Маяковский
- А. С. Серафимович.
Многие крупные писатели восприняли революция 1917 года как катастрофу для России. Они составили «первую волну» русской эмиграции. К ним относятся:
- А. И. Куприн
- И. А. Бунин
- М. И. Цветаева
- В. В. Набоков
- А. Н. Толстой
- В. Ф. Ходасевич
- Б. К. Зайцев
- Саша Черный
- З. Н. Гиппиус
- Д. С. Мережковский
- К. Д. Бальмонт
- А. Т. Аверченко
- Е. И. Замятин
- И. С. Шмелев и многие другие.
Ряд писателей не определили свое отношение к новой власти, но остались в стране. Таких писателей называли «попутчиками». К ним относятся:
- М. А. Волошин
- А. А. Ахматова
- М. М. Пришвин
- Б. А. Пильняк
- И. Г. Эренбург
- А. Белый
- Л. М. Леонов.
Ряд писателей стали известными уже после революции. Среди них:
- М. М. Зощенко
- Д. Фурманов
- И. Э. Бабель
- К. А. Федин
- Вс. Иванов
- М. А. Булгаков.
Идейную основу для формирующейся советской литературы составила статья «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленина.
Тема интеллигенции и революции, интеллигенции и гражданской войны стала одной из ведущих тем литературы этого периода. Эта тема звучит в произведениях «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Как закалялась сталь Н. Островского, «Разгром» А. Фадеева и т.д.
Пролетарские писатели
Одна из первых обобщающих работ о литературе послереволюционного периода принадлежит Л. Д. Троцкому. В своей книге «Литература и революция» Троцкий представил схему литературного процесса, которая использовалась и после отстранения его о власти и высылки из СССР. Троцкий объявляет о «трупном разложении эмиграции» и «крушении дооктябрьской литературы». В этой статье писателей, которые скептически относятся к новой власти, но предпочли остаться в стране, он называет «внутренним эмигрантом». Такое определение выглядело еще опаснее, так как «внутренние эмигранты» всегда находились под рукой и в любую минуту могли подвергнуться преследованиям.
Тех литераторов, которые в разной степени приняли новые реалии, автор статьи разделяет на пролетарских писателей и попутчиков. Положение этих групп было неравным.
Пролетарская культура в глазах Троцкого – это краткий переход к бесклассовой культуре будущего, которая представляется ему как радикальная, полная переделка не только общества, но и человека. По мнению Троцкого средний человеческий тип «поднимется до уровня Аристотеля, Гете, Маркса».
На фоне таких перспектив положение «попутчиков» было крайне уязвимым. Положение писателей, общественная репутация в послереволюционные годы зависела не столько от их таланта и творчества, сколько от того, к какому лагерю их относит критика. Пролетарские писатели пользовались поддержкой, а попутчиков постоянно воспитывали и одергивали.
Главная заслуга пролетарских писателей состояла в их «правильном» социальном происхождении. Писатели, искренне поверившие в революцию, однако не отличавшиеся блестящим образованием, как правило, создавали слабые произведения, в которых прослеживалось подражание «буржуазным» футуристам и символистам. Однако именно с такими авторами советская власть первоначально связывала свои надежды на литературу, призванную прославить революцию, новое социалистическое общество.
Первые пролетарские поэты появились из среды профессиональных революционеров, а также членов фабричных политических кружков. Из произведения по своей форме были близки к рабочей песне и большей частью отображали тяжесть жизни рабочих, невыносимый гнет изнурительного, безрадостного труда. Производство, труд, фабрика в воплощались в жутких образах, которые преследуют своих беззащитных жертв.
В 1917-1925 гг. особую активность проявлял Пролеткульт. Идеолог Пролеткульта А. А. Богданов утверждал, что пролетариату нужно коллективистское искусство, которое призвано воспитывать в людях дух глубокой солидарности, тесного братства строителей и борцов, связанных единым идеалом.
Ничевоки
Одним из четырех наиболее значительных модернистских объединений 20-х годов являются «Ничевоки». Эта литературная группа считалась одной из наиболее скандальных и превзошла в этом даже ранних кубофутуристов и имажинистов. Она сформировалась в 1920 году в Москве и окончательно сложилась в Ростове-на-Дону при Союзе поэтов. К ничевокам относились Р. Ю. Геринг, Борис Земенков, Конст. Эрберг, Лазарь Сухаребский, Денис Усманский, Аэций Ранов и т.д.
Ничевоки считали, что жизненным направлением творчества является только имажинизм.
В 1921 году в московской Декларации ничевоки провозгласили «отделение искусства от государства». Свое творческое бюро ничевоки выдвигали в качестве аппарата по управлению искусством. Ничевоки известны своими непрерывными нападками на Маяковского, они даже подвергли его заочному суду и запретили писать.
За весь период своего существования (около двух лет) ничевоки выпустили только два небольших альманаха: «Собачий ящик» и «Вам». Также вышло два сборника стихотворений Р. Рока.
Ничевоки не оставили заметного следа в поэзии, так как они занимались подражательством имажинизму. В литературе остались лишь имена Сусанны Мар и Бориса Земенкова.
Литературные попутчики
Примерно в 1920 году в России появляется новая молодая литература. Однако эта литература не вписывается в рамки партийной. Троцкий назвал ее литературой попутчиков, однако именно она впоследствии стала основной линией советской литературы.
Одним из главных мотивов литературы попутчиков был народнический. Находясь под влиянием скифства, попутчики представляют ранний период революции, а также гражданскую войну как русскую народную войну против иноземных и собственных угнетателей. Именно русский народ оказывается главным деятелем революции и гражданской войны, которые в творчестве попутчиков показаны мощной стихией. Культ насилия занимает значительное место в творчестве попутчиков. Литература попутчиков – это литература воинствующего антигуманизма.