Детство и юность И. А. Крылова
Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Родители из-за нехватки средств не могли дать Крылову хорошее образование, однако от своего отца будущий баснописец перенял большую любовь к чтению. Соседи Крылов, бывшие довольно обеспеченными людьми, позволили Ивану Андреевичу посещать уроки французского языка, которые давались их детям. Благодаря этому Крылов смог достаточно неплохо выучить французский язык.
Крылов в раннем возрасте начал работать и познал все тяготы жизни в бедности. После того, как умер отец Ивана Андреевича, Крылова взяли в губернский магистрат Твери на должность подканцеляриста. Раньше в этом ведомстве работал отец Ивана Андреевича. Содержание на этой должности было низким и позволяло только лишь не умереть с голоду. Спустя пять лет мать Крылова вместе с детьми едет в Санкт-Петербург для того, что хлопотать о пенсии и устроить на работу старшего сына. Таким образом, Иван Андреевич устраивается на новую должность приказного служителя в казенной палате.
Несмотря на отсутствие системного образования, Крылов активно занимается самообразованием, много читает, учится играть на музыкальных инструментах. В возрасте пятнадцати лет Крылов написал небольшую комическую оперу «Кофейница», для которой сочинил куплеты. Это был первый дебют Крылова в литературе, пусть и не совсем удачный. Язык оперы был чрезвычайно богат. Крылов любил посещать разного рода ярмарки и простонародные увеселения, благодаря чему отлично знал нравы простых людей. Эти знания в будущем очень сильно пригодились будущему писателю.
Творческая деятельность Крылова
Так совпало, что в момент переезда Крылова в Петербург там впервые открылся общедоступный театр. Крылов, всегда тянувшийся к искусству, сразу же посетил открывшийся театр, где познакомился с артистами и, начиная с этого момента, жил интересами театра. Крылов не желал всерьез заниматься карьерой на государственной службе, и в возрасте 18 лет ушел в отставку, для того, чтобы заниматься литературной деятельностью.
Начало творческой деятельности Крылова было весьма неудачным. Трагедия «Филомела», написанная в подражание классикам, в литературном плане была достаточно слабым произведением, несмотря на то, что были некоторые проблески свободомыслия начинающего писателя. Однако Крылов не собирался на этом останавливаться.
Следующие произведения, комедии «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», тоже не вызвали восторга у читателей и критиков. Однако по сравнению с первым произведением был заметен значительный рост мастерства.
Первые басни, написанные Иваном Андреевичем, были опубликованы без подписи. Эти произведения тоже практически не были замечены читателями. Первыми баснями Крылова являются:
- «Судьба игроков»
- «Стыдливый игрок»
- «Новопожалованный осел».
В этих баснях было много едкости и сарказма, однако не хватало мастерства, и поэтому эти произведения не получили одобрения ни со стороны читателей, ни со стороны критиков.
В 1798 году Крылов совместно с Рахманиным начал издавать журнал «Почта духов», где стремился вновь возродить сильную сатиру, которая была присуща новиковским журналам. Однако это издание тоже не пользуется успехом среди публики. Выпуски журнала прекращаются.
Однако даже эта неудача не смогла остановить Крылова. Спустя три года Крылов с группой своих единомышленников основывает журнал «Зритель», а еще спустя год журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих журналах публиковались и некоторые произведения Ивана Андреевича, наиболее известными из которых является статья «Похвальная речь моему дедушке», где Крылов обличает самодурство помещиков, и повесть «Каиб».
У биографов нет точных сведений о том, почему Крылов забросил литературную деятельность и уехал из Санкт-Петербурга, но до 1806 года он практически не занимался писательством.
Возобновляет свою творческую деятельность Иван Андреевич лишь в 1806 году. В это время он пишет переводы басен Лафонтена «Разборчивая невеста», «Дуб и трость», «Старик и трое молодых». Эти талантливые переводы печатаются в журнале «Московский зритель». В том же году Крылов возвращается в Петербург, где ставит комедию «Модная лавка», а в 1807 году пьесу «Урок дочкам». Эти постановки, в которых высмеивается французомания, общество встречают с большим воодушевлением.
Творческий взлет
Настоящий творческий взлет Крылова начался в 1809 году. В это время он публикует свое первое издание басен, куда водит 23 произведения. Это издание читатели встретили с большим восторгом. Начиная с этого момента, Крылов становится известным баснописцем. Публика с нетерпением ждет новых произведений. В этот же период Крылов снова возвращается к государственной службе.
Внутренне Иван Андреевич в этот период тоже меняется. Он не любит ссориться, ведет себя сдержанно и благодушно.
С 1836 года Крылов перестает писать, но до самых последних дней работает над подготовкой к печати полного собрания своих басен. Получить книги из типографии Крылов не успел, но завещал часть книг раздать своим друзьям на собственных похоронах.
В феврале 1838 года в Санкт-Петербурге праздновали пятидесятилетний творческий юбилей Ивана Андреевича Крылова. Празднование было организовано с глубочайшим уважением и проходило исключительно торжественно. К этому моменту Крылова ставили в один ряд с такими выдающимися классиками отечественной литературы, как Пушкин, Державин, Грибоедов.
В ноябре 1844 года писатель скончался.
Иван Андреевич Крылов является автором более 200 басен.
В этих произведениях он обличает пороки людей и российскую действительность. Ряд басен являются просто анекдотами в стихотворной форме. Меткие выражения Крылова со временем стали прочно вошли в разговорную русскую речь. Басни Крылова понятны всем и очень народны, ориентированы не только на высокообразованные слои населения, а на всех.
При жизни писателя было выпущено около 80 тысяч экземпляров сборников его произведений, что по тем временам редкое явление. Басни Ивана Андреевича Крылова переведены более чем на 50 языков мира.