Литературная критика – это область литературного творчества, которая занимается истолкованием и оценкой произведений литературы, оказывает влияние на литературный процесс, утверждает творческие принципы литературных направлений.
Особенности критического метода Д. И. Писарева
Начиная с середины 19 века, главенствующую роль в общественной и культурной атмосфере России стала играть демократически настроенная интеллигенция. А литературная критика стала главным рупором для манифестации ее идей. Именно литературная критика в то время исполняла обязанности и идеологии, и философии, и обществоведения. Для этого требовались усилия многих оригинальных умов своего времени. Деятельность Дмитрия Ивановича Писарева продолжила традиции радикальной демократической критики.
Критика Писарева стала предельным развитием реальной критики и во многом ее «зачеркивала», выявляя невозможность развитии ее идей. Д.И. Писарев отвергал авторитет В.Г. Белинского, философскую основу критической системы Писарева составили материализм К. Брюхнера, Я. Молешотта, и позитивистская философия О. Конта. Согласно этим учениям, природа материальна, человеческая психология сводится к физиологии, человеческое знание укладывается в рамки естественнонаучного знания.
Главными отличительными чертами критического метода Писарева являются:
- Эмпиризм;
- Предельный утилитаризм;
- Антиэстетизм.
Писарев считает, что оправдано лишь то, что приносит практическую пользу (например, технология, наука, прогрессивная общественная идея), поэтому подчиняет искусство целям социального прогресса. Он, как и Н.Г. Чернышевский, отрицает специфичность искусства как творческой и культурной сферы. А из принципа утилитаризма вытекает требование экономии энергии в культурной и интеллектуальной деятельности. То есть, по мнению Писарева, из двух способов действия всегда следует выбирать наиболее простой.
Принцип эмпиризма заключается в том, что в науке и публицистических суждениях признается только факт, ни в коем случае не абстрактное обобщение. Бескомпромиссный «реализм» и материализм распространяется и на отношение к теоретическому знанию – в расчет принимаются только конкретные жизненные явления, любая теоретическая абстракция неприемлема.
Принцип антиэстетизма вытекает из принципов утилитаризма и эмпиризма: эстетика абстракта, не имеет утилитарного значения. Писарев еще задолго до формалистов понимал, что художественный язык – усложненный язык. Критик за искусством не признавал никакой специфики, не признавал, в отличие от В.Г. Белинского, что искусство имеет свои собственные свойства, поэтому усложненный язык он должен был счесть неэкономным, нерациональным. Литература с такой позиции представляется Писареву лишь вместилищем идей и общественно полезной работой, то есть участием в общем деле формирования справедливого общества. Он считает, что искусство, которое не имеет силы пропаганды (скульптура, архитектура, музыка, лирическая поэзия), обществу не нужно вообще.
Однако в методе Писарева содержалось интересное противоречие. Критик исходил из представлений, которые исключают существование самого метода. То есть, если отказаться от теоретических абстракций, придется отказаться и от теоретических предустановок в отношении литературы. Критик сумел решить этот парадокс – он воплотил теоретические предустановки в форме поэтического образа. И в самом деле, образ имеет силу факта, поэтому его нельзя назвать теоретической абстракцией.
Писарев здесь выступил как литератор. Он сложил свои теоретические предустановки в цельный образ деятельного, энергичного интеллектуала с прагматическим, материалистическим, общественно устремленным образом мыслей и назвал его «реалистом».
«Реалист» для Писарева был суммой идеологических пресуппозиций.
Критик считал литературу риторикой, рассматривал ее как комплекс приемом для пропаганды общественно полезных идей. Поэтому разницы между Писаревым как теоретическим создателем образа «реалиста» и писателями, которые этот образ воплощают на практике, оказывается никакой.
По мнению Д. И. Писарева, задачами литературной критики являются:
- Анализ материалов, которые способствуют умственному формированию людей «нового типа»;
- Борьба за «реалистов» и против их клеветников;
- Разоблачение ценностей и теорий, чуждых «реалисту»;
- Показ несостоятельности тех, кто далек от «реалистов»;
- Разоблачение мнимых «реалистов».
Д.И. Писарев стал основателем эстетической функции «программирования» образа положительного героя в литературной системе СССР.
Метаязык, жанр, текст Д. И. Писарева
Образ «Реалиста» у Д. И. Писарева стал инструментом анализа произведений, поэтому его можно назвать метаязыковым образом. Особенно яркое воплощение образа «реалиста» Писарев нашел в фигурах Рахметова и Базарова. Критик часто основывал и негативные оценки на сравнении какого-либо литературного персонажа с моделью «реалиста».
Для метаязыка Писарева характерно и то, что он переносит в критику терминологию, заимствованную из общественной и естественной науки того времени (польза, экономика и т.д.).
Статьи критика носят публицистический, нередко памфлетный характер. Позиция Писарева в литературе существенно отличалась от позиции остальных критиков, современников и предшественников. Новаторство Писарева заключается в том, что он решился изменить радикально речевой образ критика в критическом тексте. Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский выступали как ученые-публицисты, поэтому такой авторитетный образ автора казался единственно возможным. Однако Писарев увидел условность такого образа и решил, что речевой образ реалиста-разночинца должен радикально отличаться от речевого образа критиков-интеллигентов. По мнению критика, речевой образ должен служить факту, не подчиняться искусственной норме – стилистическому коду, этикету. В связи с этим речевое отрицание норм, жанровых в том числе, стало принципиальным жестов в критике Писарева.
Нелицеприятный, агрессивный, дерзкий тон и стиль критики Писарева является ее важнейшей риторической и поэтической чертой. В дальнейшем стиль Дмитрия Ивановича стал одним из универсальных стилистических начал, постоянно присутствующих в критике.
Крайним выражением писаревской критики являются его статьи о А.С. Пушкине.