Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция человека в романтических поэмах М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и "Демон"

Определение 1

Поэма – это среднее или крупное многочастное произведение в стихотворной форме лиро-эпического характера. Поэма может быть романтической, героической, сатирической, критической и т.д.

Проблема личности в лирике М. Ю. Лермонтова

Многие исследователи считают, что человеческий и природный мир в творчестве Лермонтова - вечные антагонисты. Однако это утверждение не учитывает основного духа того времени, связанного во многом с идеями натурфилософии. Этот взгляд был близок русским поэтам-любомудрам. Такая позиция является характерной и для М.Ю. Лермонтова.

Поэт в своем анализе личности приходит к выводу о том, что природное предполагает не только злое, эгоистическое, но и доброе, стремление к всеобщности и совершенству.

В лирике Лермонтова проблема личности связана с такими онтологическими проблемами, как:

  • Личность и общество;
  • Человек и мир;
  • Человек и природа.

Если в дореволюционных работах М.Ю. Лермонтов рассматривался как писатель идеалистического склада, то позднее он рассматривался как писатель резкой антирелигиозной направленности. О мировоззренческих колебаниях, двойственности художественно-философского мышления Лермонтова говорят образы его произведения: образ вечности, демона и бога, идеи соотношения духовного и материального начал жизни, идеи бессмертия души. Нередко в пределах одного произведения своеобразно переплетаются два взгляда на мир: религиозный и богоборческий, демонический.

В зрелом творчестве поэт свое внимание сосредотачивает не на вечных проблемах добра и зла, постепенно уходит от богоборческих мотивов, и ориентирует поэзию на разрешение нравственных вопросов, исходя из общечеловеческих позиций.

Но в лирике Лермонтова, как в ранней, так и в поздней, сохраняется романтическая концепция осмысления личности, которая возвышается над обыденным миром, купается в чувстве безбрежности своего «Я», в трагизме своего богоборчества.

«Концепция человека в романтических поэмах М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и "Демон"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При обращении Лермонтова к проблеме соотношения человеческой личности и природы становится более очевидной специфика художественного познания поэта. Личность, с одной стороны, чувствует себя отчужденной от природы ввиду чересчур сильного осознания исключительности своего «Я», но с другой стороны личность, не сумев найти согласия с миром людей, испытывает органическое слияние с природой. В некоторых случаях герой Лермонтова пребывает в состоянии конфликта и единения с природой.

Такое же художественное разнообразие можно увидеть и при анализе художественного осмысления поэтом проблемы взаимодействия общества и личности в лирических произведениях. Каждая из этих величин для Лермонтова эстетически и этически не однозначная, каждая обладает насыщенной сложностью.

Стремление к преодолению ощущения одиночества, поиски гармонии, стремление разрешить богоборческие, демонические начала и гармонизировать своего героя подвигли Лермонтова на создание более крупных форм – поэм. В них поэт стремится отразить процесс поиска истины.

Концепция личности в поэмах «Мцыри» и «Демон»

Закономерности развития концепции личности, взаимоотношения личности с миром и обществом являются общими и для лирики, и для поэм Лермонтова. В силу жанровой установки не на лирическое, а на сюжет в поэмах они более очевидны.

Замечание 1

Применительно к поэме «Мцыри», можно говорить о синтезе романтизма и реализма.

Некоторые исследователи считают, что воплощение новых художественных требований той эпохи – раскрытие сущности человека, его связи с реальностью возможно лишь в рамках реалистического метода. Но творчество Лермонтова доказывает, что романтизм тоже вполне успешно справляется с этой задачей.

Главными открытиями Лермонтова стали переосмысление категории принципиального, исключительного, новый взгляд на личность, ее взаимоотношения с миром.

В поэме «Демон» М.Ю. Лермонтов рассматривает мир как огромное целое, а личность – как неотъемлемую часть этого целого.

Художественный мир «Демона» дисгармоничен, распавшийся на отдельные миры. Сюжетно-композиционная организация текста отражает авторское сознание. В ней складывается и общая установка поэта на раскрытие взаимодействия противоположных начал. Противоположность Бога и Демона, Демона и мира людей не носит абсолютного характера.

Идея соединения разных жизненных начал воплощается в истории любви героев, в проблеме должного и сущего.

Идеал Лермонтова сложно соотносится с трагичным финалом произведения, с концепцией необходимости и свободы, заключающейся в личности. Поэт не сводит к однозначной трактовке вопрос о свободе и несвободе личности. Это не судьба, не рок. Трагическое разрешение конфликта в «Демоне» определяется и объективной необходимостью, и внутренним настроем героем. Во взаимопересечении линий Тамары и Демона определяется своеобразие авторской поэзии. Тамара воплощает начало, стремящееся к согласию с миром, а Демон в своей сущности является всеобщим «отрицателем».

Поэма «Мцыри» является качественно новым этапом в становлении концепции человека и бытия. Лермонтов здесь отказывается от сложного сюжета, в отличие от «Демона». Поэт стремится сосредоточить внимание на процессе познания мира человеком, познания его собственного предназначения. Именно на этих положениях и строится рефлексия героя поэмы. Жизнь, лежащая вне судьбы Мцыри, поэт подает как объект исследования, как то, что для себя открывает юноша.

Если Демону присуща трагическая двойственность ощущения мира, то Мцыри является цельной, явно положительной натурой. Он жаждет не только свободы, он стремится понять жизнь, «душу рассказать».

В образе Мцыри переплетается телесное и духовное, рациональное и чувственное, социальное и природное. Это личность, которая находится в процессе самопознания и самовоспитания. Мцыри исполнен любви к жизни, и это принципиально иное, в сравнении с Демоном, решение вопроса взаимодействия личности и мира. Герой и мир равны в правах, в возможности взаимопостроения и взаимовлияния.

Дата последнего обновления статьи: 29.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot