Басня – это небольшой рассказ в стихах, в котором присутствуют иносказание, аллегория и мораль.
Басня как один из инструментов нравственного воспитания детей
Жанр басни предлагают к изучению авторы современных учебников по литературному чтению для учеников начальной школы. Включение басен в учебную программу начальной школы связано с необходимостью целостного формирования, развития детей, их нравственного воспитания. Изучение басен способствует формированию у школьников чувств товарищества, патриотизма, глубокого уважения к окружающим, активного отношения к действительности.
На основе полученных знаний о нравственных понятиях, их сущности ученики могут не только давать оценку поведению персонажей басни, но и учатся выстраивать свои отношения с товарищами. Но при этом следует учитывать и ряд других факторов. В силу содержания в баснях нравоучительной морали некоторые из них сложны для понимания не только учениками начальных классов, но и взрослыми людьми. Из-за недостаточности знаний в сфере эстетики ввиду небольшого жизненного опыта и отсутствия литературоведческой подготовки ребенок не способен в полной мере осознавать высмеянные в басне проблемы. К тому же, язык басен достаточно сложен. Для того, чтобы облегчить понимание басни младшими школьниками авторы прибегают к адаптации текстов
Басни способствуют развитию аналитических умений учеников младших классов ввиду наличия в них:
- Структуры басенного текста;
- Особого художественного мира;
- Поэтического языка;
- Морали.
При изучении произведений этого жанра необходимо формировать у детей младшего школьного возраста представление о нравственных категориях. Выработке у детей этических понятий и представлений, приобретению нравственных знаний, воспитанию интереса к разного рода нравственным проблемам, а также стремлению к оценочной нравственной деятельности как раз и способствует жанр басни.
Главная цель включения произведений басенного жанра в программу начальной школы заключается в том, чтобы помочь ученикам начальных классов разобраться в сложных нравственных вопросах, проблемах морали, осознать собственный нравственный опыт, привить ученикам умение вырабатывать нравственные ценности и сформировать твердую жизненную позицию.
Басня является одним из самых древних видов эпической поэзии. Помимо традиционных басен И. А. Крылова в программу начальной общеобразовательной школы включены басни:
- Эзопа
- Л. Н. Толстого
- Ж. Лафонтена
- С. В. Михалкова.
Басни С. В. Михалкова
Сергей Владимирович Михалков является самым известным баснописцем 20 века. Наибольшую известность ему принесли произведения для детей. Однако в советское время особой известностью пользовалось басенное творчество С. Михалкова. Писатель является автором более 200 басен. В числе первых опубликованных басен были «Две подруги», «Слон-живописец».
С. В. Михалков является широко известным писателем не только в России, но и за ее пределами. Он автор стихов для детей, баснописец, поэт политической сатиры, драматург, сценарист, талантливый переводчик. На стихах Михалкова выросли несколько поколений детей. Широко известны его стихи:
- «Дядя Степа»
- «А что у вас»
- «Тридцать шесть и пять»
- «Мы с приятелем»
- «Важный день» и другие.
Так как главным адресатом писателя является ребенок, то в фокусе его интересов и внимания находятся проблемы педагогики и воспитания. Именно поэтому творчество С. Михалкова становится необходимым компонентом литературного образования детей младшего школьного возраста.
В процессе изучения басен необходимо учитывать тот факт, что тексты этого жанра часто не достаточно понятны детям младшего школьного возраста ввиду особенностей языка басенного текста. Поэтому при выборе методических приемов для работы над баснями педагог должен руководствоваться особенностями построения текста и художественных средств языка. Работа над языком произведений басенного жанра на уроках литературного чтения в начальной школе актуальна для раскрытия ее идейно-художественного смысла и ее жанровых особенностей. Кроме того, она должна органично вплетаться в систему анализа текста, при этом подчеркивая его идейное содержание. Дети на таких уроках учатся воспринимать изобразительные и выразительные языковые средства в соответствии с выполняемой ими в художественном произведении функции. Они учатся выделять изобразительно-выразительные средства языка (нахождение олицетворений, метафор, эпитетов, сравнение), и это является одним из основных аналитических умений на уроках литературного чтения.
В процессе изучения басни С. В. Михалкова «Аисты и лягушки» дети должны самостоятельно определить жанр этого произведения. Также они должны по названию определить, о чем будет идти речь в произведении.
После изучения басни дети анализируют характерные качества персонажей. Дети должны научиться видеть авторскую оценку персонажей басни, понять, чему хотел научить читателей автор. Они должны найти ответ на вопрос о том, какие качества персонажей осуждает автор, когда выставляет их напоказ.
В своих баснях С. Михалков стремится научить ребенкабыть скромным, уметь дружить, не хвастаться. Автор в ненавязчивой манере дает детям понять, что такие качества, как болтливость, неуступчивость, хвастовство, назойливость никого не украшают.
Сергей Михалков известен своим необыкновенным чувством юмора и острым языком. В свих баснях он высмеивает пороки людей. Однажды, насмотревшись на вечные препирания и споры людей, особенно женщин, кто красивее, ему пришла мысль описать данное явление в одной из своих небольших басен. Ему удалось передать, как глупы эти ссоры, как нелепо они выглядят, если посмотреть на них со стороны. Он отмечает, что часто окончательное решение приходит с совершенно неожиданной стороны. В его баснях всегда побеждает не самый красивый, а самый находчивый и умный.