В современном литературоведении творчество И. Шмелева о рассматривается преимущественно с позиций религиозно-духовного содержания, художественные особенности, чаще всего, остаются за пределами научного внимания. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться именно на художественных особенностях индивидуально-авторского стиля Шмелева.
В качестве наиболее значимых произведений автора следует назвать:
- «Преображенец» (1919);
- «Письмо молодого казака» (1925);
- «Лета Господня» (1933 – 1948)
Прежде всего, хотелось бы отметить, что рассматривать творчество писателя в отрыве от процессов, происходящих в обществе и искусстве начала прошлого столетия нельзя. Начало XX века ознаменовалось развитием национальных искусств и культуры, поисками новых форм и средств выражения, что привело к появлению и усилению авангардных течений, проповедовавших культ красоты. Причём одной из задач искусства выступало объединение красоты светской и красоты религиозной, объединение народа с интеллигенцией. Поиски этой особой красоты, окрашенные светлым религиозным чувством, и стали центральным мотивом, который пронизывает творчество Шмелева.
Религиозное в творчестве Шмелева
Творчеству Шмелева свойственно особое пантеистическое переживание природы, обращение к фольклору, благодаря чему изображенный им художественный мир отличался высокой нравственностью, поэтичностью и искренностью. Под влиянием христианства в своих поисках идеала красоты автор воспринимает мир одновременно пронизанным возвышенным лиризмом и эпическим началом, испытывает христианскую умиленность, просветление, радость:
«Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом…Мреет в моих глазах и чудится мне, в цветах, живое, неизъяснимо радостное, святое. - Бог?»
Само творчество пронизано христианскими мотивами, христианскими сюжетами и верованиями.
Фольклорное в творчестве Шмелева
Тесно связано с религиозным в творчестве Шмелева народное, фольклорное начало. Анализ произведений писателя позволяет выявить такие фольклорные элементы произведений, как
- пословицы и поговорки;
- народные песни;
- загадки;
- сказочные мотивы и образы;
- дразнилки;
- детские считалки;
- прибаутки;
- гадания;
- поверья и приметы, закрепленные в народом сознании, мировосприятии.
Роман «Лета господне» представляет собой яркий пример фольклоризма автора. Стихия народного поэтического слова связана непосредственно с авторской концепцией, стилевой доминантой произведения. Фольклоризм подчеркивает как главные ценности национальной культуры, так и универсальные, общие законам человеческого бытия.
Огромный пласт романа представлен различными жанрами русского фольклора, причем ведущая роль отводится пословицам и поговоркам, которые используются для иллюстрации нравственных убеждений народа. При помощи пословично-поговорочных выражений автор объясняет в романе законы человеческой жизни, выражает собственное оценивание поступков и событий, подсвечивает характеры своих героев.
Помимо малых фольклорных жанров, к которым относятся пословицы и поговорки, обращается автор и к включению в нить повествования народных песен, в частности репертуарно в художественную нить романа включены:
- Вниз по матушке по Волге;
- Лучинушка;
- Ехали бояре из Нова-города;
- Не велят Маше за реченьку ходить;
- Камаринская;
- На серебряной реке, на златом песочке.
Находят свое отражение в творчестве автора и компоненты народной сказки. В частности, политическая сказка «Преображенец», по сути, выступает авторским прочтением фольклорных сказок и приложение их к окружающей автора действительности. Как и в народной сказке, основой произведения выступает история приключений героя, который не имеет имени.
Рассказ «Письмо молодого казака» также интонационно, стилистически и содержательно соотносится с несколькими фольклорными жанрами, прежде всего, бытовыми заплачками и похоронно-поминальными плачами. Связь с народнопоэтическими традициями прослеживается и на сюжетно-композиционном уровне: начало и конец произведения стилизованы под народные мотивы, фольклорные произведения в соответствии со сложившимися фольклорными канонами русского языка. «Письмо…» начинается зачином:
Лети мое письмо еропланом-птицей … в родительское гнездо
Заканчивается послание традиционными поклонами и просьбами:
Помолите Угодников и Пресвятую Богородицу…Поклоны мои земные дайте Земле Казацкой … солнцу красному, месячку ясному, Степи широкой.
Образ же главного героя по своим идеальным качествам, по своей смелости, патриотическому пафосу и возвышенному эмоциональному настрою сравним с образами былинных героев. Как и былинные герои, он наделен сказочной выносливостью и силой.
Интонация произведения также стилизована под народно-поэтические каноны. Высокая эмоциональность передаётся посредством обращения к диалогическим конструкциям:
Где теперь Казаки, слава ваша? Под кем живете?!
Вместе с тем, в процессе создания своего произведения Шмелев несколько меняет традиционные фольклорные каноны: в частности, его «былинному» герою противостоит не внешний враг, привычный «басурманин», чужак и иноверец, покушающийся на веру православную, а внутренний враг, красный безбожник, который представлен в произведении в фольклорном образе стервятника, черной птицы, терзающей Русь.
Важно добавить, что Шмелев прибегает к фольклорным элементам не только для того, чтобы воскресить в памяти читателя мотивы прошлого, но и для того, чтобы ярче представить картины послереволюционной России.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из наиболее значимых сущностных характеристики индивидуально-авторского стиля Шмелева выступает его религиозность и фольклорность. В тексты произведений органично вплетаются самые различные фольклорные компоненты, что способствует повышению выразительности, экспрессивности наррации, ее прецедентности.