Русская античность – это частицы античного наследия, усвоенные отечественной культурой в соответствии с ее внутренними потребностями и ставшие ее органической составной частью.
Этапы освоения античности в русской культуре
Понятие русской античности в литературоведении укоренилось благодаря работам Г.С. Кнабе. Русская античность – это не привычная совокупность реминисценций из древнегреческой и или древнеримской литературы, мифологии и истории в русском искусстве, а только те стороны античного наследия, которые усвоены русской культурой. В литературе античные классические традиции проявляются как сформировавшийся устойчивый набор культурных символов, знаков, сюжетов, воплотившихся в художественных текстах.
После падения Константинополя Россия начала претендовать на звание Третьего Рима, поэтому изучение античной культуры и классических языков для Московского государства стало первостепенной задачей. Изучение античности сначала происходило через агиографические тексты и переводную литературу, которая была ориентирована на византийскую культурную традицию, затем путем изучения латинского и греческого языков, обращения к христианским текстам.
В истории русской культуры выделяют три этапа обращения к античности:
- 10-15 вв. – публикация переводов античных авторов;
- 16-18 вв. – изучение переводных текстов;
- 18-20 вв. – контаминация русской и античной литературы.
Первый этап освоения античной культуры
Первый этап освоения античности в русской культуре приходится на эпоху Киевской Руси. В этот период наблюдается влияние византийской культуры на развитие русской живописи, архитектуры, литературы. Отечественная культура обязан Византии и появлением письменности. Киевская Русь переняла у греков систему звукобуквенного письма и ускорила процесс развития государственности. Первыми носителями письменности на Руси были монахи. Знакомство с их трудами способствовало развитию исторической, агиографической и художественной литературы. После принятия христианства существенно возросла роль греко-римского наследия. Князь Владимир издал указ об основании церквей, открытии школ, что создало условия для распространения грамотности, послужило толчком к возникновению собственной литературы. Первый период, продлившийся с 10 по 12 вв., является первым этапом к сближению русской культуры и греко-римского наследия. С этого периода на Руси начинается систематическая работа по переводу памятников греческой литературы - сначала богослужебной, затем светской. Эти произведения давали представление об античной культуре.
В 12-15 вв. знания об эпохе античности пополняются и углубляются. Появляются новые переводы философских, исторический, богословских трудов, а также произведений художественной литературы.
Во времена правления Ивана Грозного внимание уделялось формированию летописных сводов, которые служили идеям укрепления самодержавия и политической централизации. Для этих целей взгляды правителей были обращены в философско-историческим и теологическим учениям античности.
В 14-16 вв. ширится изучение греческого языка. Школы, где преподавали греческий язык, к концу 15 века появляются не только в Москве, но и в Новгороде, Ростове, Смоленске. Знание языка повлекло появление новых переводных сочинений.
Русская античность в 16-18 вв.
В ходе исторического процесса античная и русская культура стали соприкасаться. Античные сюжеты, мотивы, образы послужили богатым материалом для развития русской классической литературы. Но при этом античные имена, реминисценции не претендовали на историческую достоверность и локализацию, они были призваны воссоздавать в произведениях русских писателей ареол древности, обладать эстетической привлекательностью, соответствовать требованиям общественно-политической жизни, закладывать традиции высокого искусства.
В конце 18 - начале 19 вв. ведущими литературными жанрами, в которых чувства и жизнь выступали в стилизованной античной форме, были идиллия, буколика, пастораль.
Буколика – Род литературных произведений, в которых идеализированно описывается пастушеский и сельский быт на лоне природы.
Большую роль в усилении интереса к эпохе античности сыграли археологические открытия в 18-19 вв., например, раскопки римских городов Геркуланума и Помпеи.
Каждый этап усвоения русской литературной античных сюжетов и образов - это своеобразная система, обладающая характерным для нее набором реминисценций.
Античность в литературе 19-20 вв.
Начало 19 столетия в России было отмечено рядом важнейших исторических событий, которые оказали влияние на культурную ситуацию. Французская революция, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов – все эти события породили особую атмосферу, где главное место отводилось высокому гражданскому духу, героическим настроениям. Это обусловило увлечение античностью, в частности, античной героикой. Оно было вызвано поиском государства с идеальным устройство. Идеальным правителем должен был стать образованный и свободный человек. Место идеального правителя в дальнейшем сменилось поиском свободного гражданина.
Классицизм с его жеманным вниманием к человеку сменился сентиментализмом и романтизмом, которые на первое место ставили внутреннюю сторону человеческой жизни, человеческие отношения. Внимание к внутренним переживаниям, поэзия чувств сформировали другую сторону обращения к наследию античности. Литература, которая была порождена требованием времени, искала вдохновение в трудах античных поэтов – Овидия, Горация, Анакреонта и историков – Тита Ливия, Плутарха, Тацита, Цицерона. В них поэты искали идеи народодержавия и вольности. В этот период была широко развита поэзия. Она сравнивалась с золотым веком человеческих отношений. Ясность и простота, ориентация на высокие образы – вот главные достоинства произведений русских писателей.
В произведениях Дельвига, Державина, Жуковского, Батюшкова натичность рассматривается как гармоническое начало, которое в себе соединяет телесную и духовную красоту, пронизанную идеями искренности и благородства.
В середине 19 века античность в русскую литературу входит как набор медицинских терминов, культурно-исторических знаков, типов поведения человека. Герои в произведениях А.П. Чехова, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева часто сопоставляются с мифологическим образами и культурными типами.
В начале 20 века аполлонизм сформировал в России тенденцию к культуре, для которой характерно обращение к Аполлону, богу искусства, как одному из главных персоналий античного пантеона.
Еще одной тенденцией обращения к античности в культуре серебряного века был дионисизм, в котором высшей ценностью считается переживание основ мироздания, опыт.
Дихотомия аполлонизма и дионисизма – это дихотомия рационального и иррационального, разума и чувства.