Поэтика – это поэтическая манера, свойственная данному автору, направлению, эпохе.
Жанровое своеобразие «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Писатель - сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин – продолжатель традиций А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя. Деятельность на посту губернатора позволила ему глубже рассмотреть «пороки российской действительности». Салтыков-Щедрин создал своеобразную сатирическую энциклопедию русской жизни. «Сказки» писателя содержат в себе все основные проблемы того времени и являются своеобразным подведением итогов сорокалетней творческой деятельности сатирика.
Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина – удивительное и особое явление в литературе. Писатель адресовал их «детям изрядного возраста», тем самым сразу ввел читателей в атмосферу своей книги. Автор не сочувствует «детям изрядного возраста», а умно и зло высмеивает их. Писатель ставит перед собой принципиально новую творческую задачу: выследить, обличить, разоблачить.
Рассуждая о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Белинский называет его юмор открытым и грозным, ядовитым, желчным, беспощадным. И эта характеристика раскрывает сущность сатиры писателя.
Обратиться к сказкам Салтыкова-Щедрина побудил ряд причин. С одной стороны, сложная политическая ситуация, сложившаяся в России, не позволили писателю выявить все социальные противоречия и напрямую критиковать существующие порядки. В то же время, жанр сказки был близким характеру сатирика. Так, элементы сказочной фантастики присутствуют в «Истории одного города», а в хронику «За рубежом» и сатирический роман «Современная идиллия» включены законченные сказки. Для поэтики Салтыкова-Щедрина характерны приемы, обычные для сказки (ирония, гипербола, фантастика и т.д.).
Кроме этого, жанр сказки очень доступен и понятен широкому кругу читателей и соответствует гражданским устремлениям и публицистическому пафосу писателя. Одной из основных задач М.Е. Салтыкова-Щедрина является гневное, злое осмеяние рабской психологии. Писатель не только констатирует такие особенности народа, как безответность, долготерпение, не только ищет их истоки и границы, но и жестко обличает, высмеивает, бичует их, считая, что именно здесь заключается главная беда времени.
М.Е Салтыков-Щедрин по сути создал политическую сказку - новый жанр в русской литературе.
В творчестве писателя фантастика народной сказки удивительным образом сочетается с реалистическим изображением действительности. В богатой галерее героев Салтыкова-Щедрина запечатлена жизнь русского общества второй половины 19 столетия. Писатель показал всю социальную анатомию и коснулся всех слоев и классов общества: буржуазии, дворянства, интеллигенции, бюрократии.
В галерее персонажей М.Е. Салтыкова-Щедрина присутствуют:
- Интеллигент-мечтатель (сказка «Карась-идеалист»);
- Самодержец, который разыгрывает роль мецената (сказка «Орел-меценат»);
- Покорный, надеющийся на милость хищников «самоотверженный заяц»;
- Никчемные генералы (сказка «Медведь на воеводстве») и т.д.
Своеобразие языка сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Герои сказок Салтыкова-Щедрина – это сатирические аллегории. В них волк, медведь, заяц, ворона, орел и т.д. принадлежат не животному миру. М.Е. Салтыков-Щедрин, следуя традициям И.А. Крылова, надевает на своих персонажей макси и каждому «воздает по заслугам». В сказках писателя каждая личина соединяет характерные черты, которые точно определяют человеческий или социальный тип. Так, простой народ в этих произведениях выступает под масками беззащитных, безобидных, добрых птиц и зверей, а эксплуататоры – в максах хищников.
Но сказки о животных – только один тип сказов писателя. В произведениях другого типа действующими лицами являются люди («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и т.д.). Персонажи этих сказок не прикрыты масками рыб, птиц, зверей. Писатель здесь использует другие сатирические приемы: гротеск и гиперболу. Но эти герои сказок тоже представлены как маски-символы: Салтыков-Щедрин создает собирательные образы различных социальных типов.
Язык сказок Салтыкова-Щедрина близок к русскому фольклору. Писатель использует наряду с традиционными сказочными образами и приемами пословицы, присказки и поговорки. Диалог персонажей отличается красочностью, а речь рисует конкретный социальный тип: орел – грубый и властный, карась – прекраснодушный идеалист, воблушка – злобная реакционерка, поп – ханжа, канарейка – беспутная, заяц – трусливый и т.д.
Салтыков-Щедрин в сказках проявляет себя блестящим мастером эзопова языка. С его помощью он доносит до читателя актуальную и острую политическую мысль, в аллегорической форме передает социальные обобщения.
Идейное содержание сказок Салтыкова-Щедрина
Произведения сказочного цикла объединены не только жанровыми признаками, но и рядом общих тем и идей, связывающих сказки друг с другом. Именно общие идеи и темы придают циклу единство и дают возможность рассматривать его как целостное произведение, имеющее общую идейно-художественную концепцию.
В идейном содержании сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина выделяют четыре главные темы:
- Сатира на представителей власти и эксплуататорские классы («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). В этих сказках подчеркивается мысль, что государство основано на труде простого мужика;
- Изображение жизни народа в царской России («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»);
- Обличение обывательского характера интеллигенции («Карась-идеалист», «Премудрый пескарь»);
- Разоблачение собственников-хищников, пропаганда новой нравственности и нового идеала («Орел-меценат»).
Одна и та же сказка, как правило, наряду с главной, затрагивает и другие темы. Например, писатель почти в каждой сказке затрагивает жизнь народа и противопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества.
В сказках Салтыкова-Щедрина друг другу противостоят не добро и зло, а народ и его эксплуататоры. Сатирик сознательно избегает «портретности» персонажей, но создает типы, высмеивает не отдельных лиц, а слои общества.