Кубофутуризм —это направление в литературе и искусстве начала 20 века, для которого характерно стремление к соединению принципов кубизма и футуризма.
Художественные особенности раннего творчества Маяковского
Творчество Владимира Маяковского условно можно разделить на два периода: дореволюционный период и послереволюционный. Начало пути Маяковского в литературе связано с группой кубофутуристов.
Кубофутуристы в своем творчестве утверждали:
- Революционность форм;
- Свободу искусства от идей и содержания;
- Отказ от поэтических традиций.
Маяковский полностью разделял призыв кубофутуристов "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с Парохода Современности".
Смысл этого лозунга заключался в том, что оставаясь в рамках художественных средств, разработанных и узаконенных классиками, невозможно запечатлеть, отразить стремительно изменяющуюся новую реальность. Это был период поиска новой эстетики, новых художественных форм. Можно сказать, что это был эстетический бунт. Отпечаток этого бунта несут в себе многие ранние произведения Маяковского. Однако гений поэта не мог целиком уместиться в рамки футуристической теории и практики.
Можно говорить о том, что творчество раннего Маяковского связана с эстетикой неоромантизма, которая была порождена не только неприятие реальной действительности, но еще и желанием ее изменить, преобразовать. Концепция романической личности воплощается в том, что образ лирического героя является центральным и определяет единство всей системой миропонимания.
Настроения стихотворений раннего период творчества позволяют говорить об оригинальной и смелой поэтической палитре Маяковского. Поиски новых средств художественной выразительности начинающего поэта оказались чрезвычайно эффективными. Его произведениям свойственна лирическая экспрессия и богатство зрительно-слуховых ощущений, ассоциативных связей.
В образных мистификациях, в театрализации ситуаций проявляется многоликость лирического «я» Маяковского. Неожиданная смена, пестрота лирических масок дают возможность говорить о вызове лирического героя, о самопародировании, о дразнящей иронии. Поэт известные вещи, детали и отношения представляет в парадоксальном свете и тем самым практически в каждом своем стихотворении бросает вызов традиционным литературным канонам.
Для молодого Маяковского неприемлемо отчуждение человеческой личности от мира. Возможно поэтому лирический герой, отмеченный печатью избранничества и исключительности, стремится к сопричастности судьбам человечества. Он уподобляется провидцу, пророку, который обладает даром в повседневных знаках различать поступь грядущего.
В трагедии с символичным названием «Владимир Маяковский» поэт просит «заштопать» душу для того, чтобы не могла «пустота сочиться». А в поэме «Облако штанах» отчетливо и настойчиво звучит тема самопожертвования и подвига.
Восстание человека против дисгармонии бытия является кульминационным мотивом первых произведений Маяковского. В них критика современности объединяется с ощущением неотвратимой гибели, настроениями отчаяния. Маяковский метафорически переосмысливает библейские образы, сопоставляет своего лирического героя с распятым Христом.
Характерной чертой раннего творчества Маяковского является гиперболизация фигуры лирического героя. Многие художественные произведения поэта отличает свободной самовыражение личности, которое, не регламентируемой ничем, ориентировано на возникающий в начале 20 века новый тип сознания.
Характер поэзии заметно меняется в предоктябрьские дни. Революционные перемены поэт воспринимает как воплощение ожиданий и чаяний истории. Многие мотивы и темы его поэзии получают совершенно новое направление, а пафос произведений становится публицистическим и более жестким.
Художественный мир Владимира Маяковского
Художественный мир Владимира Маяковского – это синтетическая драма, включающая в себя свойства самых разных драматургических жанров:
- Мистерии
- Трагедии
- Комедии
- Эпико-героической драмы
- Феерии
- Кинематографа
- Райка и т.д.
Все свойства этих жанров подчинены трагическому характеру лирического героя Маяковского и трагедийной структуре творчества поэта. При этом по-своему драматургичны и трагедийны не только пьесы Маяковского, но и его поэмы. Он является не только автором и главным героем этого всемирно-исторического и интимно-бытийного действа, но и часто его режиссером, актером, театральным художником и исполнителем главной роли.
Поэт престает одновременно и как всечеловек, и как конкретная личность, и как выразитель самых лучших возможностей рода человеческого. Именно это обусловило ключевую особенность поэтического стиля поэта – гиперболический метафоризм, который связывает личное и общечеловеческое, земное и небесно-космическое, интимное и бытийное, природное с социальным и духовным, настоящее с идеальным будущим, национальное и всемирно-историческое.
Поэт стремится поставить лирико-трагедийного героя, который выражает устремления всего человечества, на место беспомощного, одряхлевшего, неспособного на какие-либо деяния ради людей, Бога. Его герой из-за неразделенной любви к людям в целом и к женщине в частности становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, чтобы суметь стать Человеко-богом лирический герой должен стать свободным, освободить себя от всякого рабства, раскрыть все свои лучшие способности.
Отсюда возникает и революционный нигилизм поэта, который находит свое выражение в определении смысла поэмы «Облако в штанах»: "Долой вашу любовь", "Долой ваше искусство", "Долой ваш строй", "Долой вашу религию" - четыре крика четырех частей".
А в поэме «150 000 000» и пьесе «Мистерия-буфф» Маяковский революционные народные массы ставит на место Бога.
В поэме «Про это» поэт показывает борьбу лирического героя за разделенную, идеальную любовь, без которой не может быть и жизни. Искусству, любви, социальному строю, религии старого мира поэт противопоставляет собственную веру в идеал нового и свое личное представление о социальном устройстве будущего.
Однако попытка реализации такой программы в послереволюционный период для Маяковского оказалась трагической.
Таким образом, у Маяковского лирический герой выступает в двух ипостасях. С одной стороны – это герой великой эпохи, оптимистически настроенный и с надеждой и уверенностью смотрящий в будущее. С другой стороны – это страдающая, трагическая личность.