Поэтика – это наука о специфических художественных средствах выражения в литературе.
Повтор и художественная деталь в рассказе «Ионыч»
«Умение коротко говорить о длинных вещах» - редкий дар, которым обладал А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч» не исключение. Как правило, в основе сюжета традиционного рассказа лежит поступок героя или какое-то событие, которые подвергаются всестороннему анализу писателя и содержат авторскую оценку. В произведении Чехова центр тяжести перенесен на бессобытийное течение жизни в ее повседневности. В рассказе нет организующей действие интриги, а на месте события оказывается быт, но он не является самодостаточным.
Пространственно-временная организация рассказа построена так, что герой оказывается погруженным в поток уходящего времени.
Сюжет «Ионыча» - несостоявшаяся женитьба главного героя, Дмитрия Ионыча Старцева. Писатель на нескольких страницах рассказывает историю целой жизни. Такой художественный эффект достигается повторами, которые фиксируют течение времени. А эпическое начало сопряжено с размеренными хронологически выверенными указаниями («Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет»). Такие приемы каждый раз выводят повествование в иную смысловую перспективу – сначала несостоявшееся событие, затем неслучившаяся жизнь, и наконец, утраченное собственное имя.
Чехов, сократив повествовательное пространство, находит ресурсы в лейтмотивном повествовании. Ритм повтором, лексических и образных, создает ассоциативный сюжет, придает рассказу объемность. Например, обращая внимание на подробностях внешнего облика героя и способах передвижения Старцева Чехов разрабатывает лейтмотивный сюжет опошления и старения личности.
Важную роль в структуре рассказа играет художественная деталь. Чувство, мысль, переживание писателем объясняются опосредованно, через предметный мир. В таком художественном принципе отражаются проблемы, которые волнуют писателя, чеховская концепция личности. Материальный мир поглощает личность человека, обезличивает ее (утрата имени, когда Дмитрий Ионыч превращается в просто «Ионыча»). Быт исключает бытие. И это в рассказе Чехова является законом всеобщего разъединения и пошлости. Испытание героя бытом является распространенной сюжетной ситуацией в произведениях Чехова. Писатель с помощью художественной детали создает емкую и лаконичную характеристику персонажа. Характер персонажа, как правило, проявляется не в действии, а в его отсутствии.
Способы раскрытия характера персонажа в рассказе «Ионыч»
Чехов не объясняет своих персонажей, но у читателя представление об их характере возникает при сравнении самооценки героя с высказываниями окружающих о нем. Так, характер Старцева строится на смене повествовательных ракурсов:
- В Первой главе – «интеллигентный человек»;
- Во Второй главе – «необыкновенный, удивительный доктор»;
- В Четвертой главе – «поляк надутый»;
- В Пятой главе – «не человек, а языческий бог».
Чехов, изображая внутреннее состояние героя, не показывает цепь переходов чувства. Писатель акцентирует внимание на одной детали, исчерпывающе объясняющей весь образ.
Осваивая разные приемы создания характера писатель использует внутренний монолог, традиционный для русской литературы. Но монолог расчленен на отдельные реплики, и это придает повествованию динамичный характер. Чехов, сокращая развернутые писания, внутреннему монологу часто предпочитает формы несобственно-прямой речи, тем самым добиваясь художественного эффекта сопереживания читателя герою.
В персонажах Чехова многое остается непроясненным, и это является одной из особенностей его манеры письма. В рассказах Чехов внешне не акцентирует авторскую позицию, что создает иллюзию «объективности», «нейтралитета» автора.
Иногда рассказы А.П. Чехова называют новеллами. Но в классической новелле всегда присутствует новость – открытие. В новелле Чехова нет внешних сюжетных поворотов, а потому нет и открытий. В рассказах писателя – внутренняя ирония над жанром. Для писателя важно то, что не случилось, и скорее всего, никогда не случится. Интерес с события переносится на психологию персонажа, на его настроение, а событие становятся «подробности чувства».
Особенности композиции произведения
Мастерство А.П. Чехова как рассказчика особенно проявляется в композиции рассказа «Ионыч». Композиция этого произведения подчиняет одной цели – показать постепенную духовную деградацию героя и убогую жизнь обывателей. Для этого Чехов использует ряд художественных средств.
Прежде всего он постепенно и неизменно упрощает композиционно-сюжетную линию произведения. По мере развития сюжета исчезают такие компоненты произведения, как диалоги и пейзаж. Писатель искусно это соединяет с эволюцией образа Старцева. Пока Ионыч был молод, он влюблялся, мечтал, разговаривал с окружающими, спорил, пел, любил музыку. Поэтому для характеристики его настроений Чехову был нужен и пейзаж лунной ночи, который тонко передает очарование чувств, переживаемых героем, и диалоги, которые обрисовывают всю гамму его переживаний. А по мере того, как круг интересов героя сужается, из его жизни исчезают и яркие краски. Он превращается в одинокого, угрюмого обывателя. Теперь диалоги и пейзаж в произведении оказываются ненужными.
Рассказ состоит из пяти частей. В первой части автор знакомит с доктором Старцевым и семьей Туркиных. В Страцеве пока еще есть способность отличить настоящий талант от серости. Он увлечен работой. Старцеву интересно общаться с Екатериной Ивановной, и он даже решается сделать ей предложение.
В третьей части описывается, как располнел и обрюзг телом, обнищал душой Старцев. Его уже не интересует искусство, а удовольствие он находит в азартных играх и накопительстве денег, которые ему приносит врачебная практика.
В четвертой части Старцев думает лишь о наживе и радуется тому, что не женат.
В финале Старцев превращается в Ионыча. Он уже не молодой амбициозный доктор с благородными порывами, а бездуховная личность, которая ищет удовольствие в богатстве и обеднела морально. Чехов считает, что самоуспокоенности и нежелание изменить свою жизнь и является признаком духовной деградации.