Биография
Известный советский драматург, поэт, журналист и сценарист Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Его отец на момент рождения сына был студентом-медиком, позже он стал врачом-хирургом, его мать на момент рождения сына была слушательницей акушерских курсов. Отец Евгения Шварца имел еврейское происхождение, но перед женитьбой он принял православие. После окончания обучения семья переезжает в Дмитров, однако живет там недолго.
С 1898 года семья живет в Майкопе. Отца Евгения Шварца сослали в этот город в связи с подозрением в революционной агитации.
Евгений Шварц поступает в реальное училище, которое успешно оканчивает в 1913 году.
В 1914 году он поступает на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, а позднее Шварц переводится в Московский университет на тот же самый факультет.
В 1816 году Евгений Шварц пошел служить в армию.
В 1918 году он вступил в Добровольческую армию, принимал участие в «Ледяном походе», в ходе которого получил сильнейшую контузию, которая повлияла на его здоровье в дальнейшей жизни.
После этой травмы он был демобилизован. Он переезжает в Ростов-на –Дону, где поступает в университет и начинает работать в театре.
В 1920 году Евгений Шварц женится на актрисе Гаянэ Халайджиевой.
В дальнейшем Шварц перепробовал множество различных видов деятельности: он был актером в небольших театрах, работал в книжном магазине, выполнял секретарские обязанности у писателя Корнея Чуковского. Вскоре Шварц прославился тем, что умел интересно рассказывать истории и импровизировать.
В 1923 году Е. Шварц начинает свою писательскую деятельность. Он уезжает на лето в Донбасс. Там он начинает свое сотрудничество с газетой «Всероссийская кочегарка», а также занимается выпуском приложения к газете «Забой». После того как Шварц возвращается из Донбасса, он начинает впервые пробовать себя в роли детского писателя. Свой первый детский рассказ «Рассказ старой балалайки» Шварц опубликовал в 1924 году в детском журнале «Воробей».
С 1925 года Е. Шварц начинает плодотворно сотрудничать с несколькими детскими журналами.
В 1929 году в Ленинградском Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Е. Шварца «Ундервуд». Вскоре у писателя рождается дочь, но по неизвестным причинам Е. Шварц оставляет семью.
С этого момента начинается самый продуктивный период в творчестве Е. Шварца. Он работает в различных жанрах и направлениях, пишет:
- повести, рассказы, стихи и пьесы для детей
- произведения для взрослых
- составляет сатирические обозрения
- либретто для балетов
- репризы для цирка
- кукольные пьесы и киносценарии
Великая Отечественная Война застала писателя в Ленинграде. Когда город подвергался блокаде, Шварц продолжал работать в этом городе. Изначально он отказывался от эвакуации, но позже все же был эвакуирован в Киров. После этого он работает над такими произведениями как «Одна ночь», посвященная тем, кто выступал на защиту Ленинграда, «Далекий край» - произведение рассказывает о детях, которые были эвакуированы из блокадного Ленинграда.
После окончания войны Е. Шварц продолжает свою литературную деятельность. В частности, он пишет одно из своих самых знаменитых произведений «Обыкновенное чудо».
Евгений Шварц скончался 15 января 1958 года в Ленинграде. В Майкопе на здании гимназии №5 (бывшем реальном училище в котором учился Е. Шварц) установлена мемориальная доска в честь писателя.
Творчество
Жанр многих произведений Евгения Шварца можно определить как «пьеса-сказка», «сказочная пьеса», «драматическая сказка», «комедия сказка». Темы, которые писатель поднимал в своих произведениях, это вечные темы, поэтому его творчество остается актуальным и по сей день.
В своих сказках главным Е. Шварц считает правду. Правда необходима людям, она помогает им лучше понять жизненные ситуации.
В сказках Шварца есть место чудесам. Под чудесами Е. Шварц понимает обычные человеческие поступки, добрые, мужественные, честные. Любые чудеса, совершаемые волшебниками, не сравнятся с настоящими добрыми поступками человека, которые идут от всего сердца.
В произволениях Е. Шварца происходит столкновение добра и зла. Ожесточённость этой борьбы пропорциональна суровой правде нашей жизни.
Наиболее известными пьесами Е. Шварца являются пьесы:
- «Ундервуд»
- «Голый король»
- «Снежная королева»
- «Тень»
- «Дракон»
- «Обыкновенное чудо»
Самые знаменитые сценарии писателя:
- «Разбудите Леночку»
- «Доктор Айболит»
- «Зимняя сказка»
- «Золушка»
- «Дон-Кихот»
«Обыкновенное чудо»
«Обыкновенное чудо» - это знаменитая пьеса Е. Шварца, написанная 1954 году. На сцене в первый этот спектакль поставили в этом же году на сцене Театра-студии киноактёра. Несколько раз эта пьеса была экранизирована.
Основная мысль этой пьесы сводится к следующему: любовь – это самое сильное чувство, благодаря этому чувству на земле могут происходить настоящие чудеса.
Пьеса состоит из трех действий. Первое действие происходит в замке в Карпатских горах. В этом замке живет Волшебник вместе со своей женой. Однажды Волшебник решил утроить встречу Медведя, который был ранее превращен им в человека, и Принцессы, дочери Короля. Молодой человек и Принцесса сразу же полюбили друг друга. Но, согласно заклятию, если Принцесса поцелует молодого человека, то он сразу же превратится обратно в медведя. Поэтому Медведь сбегает от влюбленной в него девушки. Принцесса покидает Короля, заявив ему, что теперь будет жить совей собственной жизнью.
Сюжет второго действия происходит в трактире. В этом месте дороги героев из первого действия сплетаются вновь. В этом трактире живет Охотник и его ученики, в это заведение прибывают Король и Медведь. Одним из учеников Охотника является переодетая Принцесса. Медведь сразу же ее узнает. Волшебник негативно относится к нерешительности Медведя.
Третье действие происходит в саду около моря. В этом месте встречается Медведь и Принцесса. Оба влюбленных тоскуют и страдают друг без друга. Юноша готов к поцелую с Принцессой, хотя он знает, что после него он превратится в Медведя, и Охотник его убьет. Однако, после поцелуя, молодой человек все-таки остается человеком.
Автор подводит зрителя (читателя) к выводу, что любовь сотворила чудо, она избавила Медведя от всего животного, так что он более не сможет превратиться в зверя.
Это произволение некоторым образом отличается от более ранних произведений Е. Шварца: оно не относится к какой-то конкретной исторической эпохе, в нем нет антитоталитарного подтекста.
В этом произведение главным является человек и его поступки.