Э. Лимонов – выдающийся писатель современности, поэт, публицист, видный политический деятель; человек с нелегкой судьбой, которому пришлось пережить и эмиграцию, и возвращение на родину.
Лимонов – сторонник леворадикальных взглядов, на протяжении длительного времени возглавлял Национал-большевистскую партию, которая позиционировала себя как политическая сила, выступающая за восстановление социальной справедливости, за развитие гражданского общества, отмену привилегий чиновников и пр.
Изучение особенностей творчества современного писателя Э. Лимонова выступает одной из актуальных проблем литературоведения, поскольку многие произведения, созданные автором в эмиграции, по сегодняшний день остаются вне поля научного изучения. В советские времена имя Лимонова не могло быть включено в литературный процесс, поскольку:
- он был диссидентом, что не согласовывалось с идеологическими принципами советской литературы;
- произведения автора содержат многочисленные натуралистические сцены, что не согласовывалось с эстетическими принципами советской литературы.
За период литературной деятельности из-под пера Лимонова вышли многочисленные произведения, включая такие известные, как:
- Это я – Эдичка;
- Священные монстры;
- Исчезновение варваров
Автобиографизм прозы Лимонова
Сам автор в качестве своего лучшего произведения называет роман «Это я – Эдичка». Вместе с повестью «Молодой негодяй» и романом «Подросток Савенко» роман образует автобиографическую трилогию.
Содержание романа концентрируется вокруг четырех основных тем, включая темы эмиграции, любви, литературы, искусства. В данном аспекте произведения Лимонова выступают ярким отражением постмодернистской прозы, зарождающейся в России.
В центре внимание автобиографических произведений – сам автор, русский писатель, покинувший свою родину в надежде обрести творческую свободу. В процессе поисков ответов на интересующие его вопросы, главный герой приходит к выводу, что огромная ответственность за судьбу России, родной страны лежит на интеллигенции, в том числе, и на писателях:
«Восстановили нас против советского мира наши же заводилы, господа Сахаров, Солженицын и иже с ними, которые в глаза не видели Западный мир.»
Писатель детально отображает размышления и переживания писателя-изгнанника, сама Россия предстает уже не как ад, но как потерянный рай, страна, которая усилиями политиков и интеллигенции утратила свою свободу.
Сами произведения пронизаны ностальгией по России:
«… не затем меня не могли купить там, в СССР, чтоб я продался по дешевке здесь. И заметьте, членство в Союзе советских писателей - куда большая цена, чем профессорство, даже в вашем университете …»
По его мнению, эмиграция, восприятие стран западного мира как пространства творческой свободы во многом обусловлено отсутствием реальной информации о жизни в этих странах.
Воспитанность западных наций – не более чем миф, возникший в московском обществе среди детей, внуков репрессированных. Они ненавидели традиции и культуру своего народа, что привело к массовой эмиграции, однако жизнь здесь для многих стала разочарованием. Жизнь западных обществ, по Лимонову, подчинена идее добывания денег, а идеальным считается лишь тот, кому удалось добиться высокого социального положения или административных постов.
Взгляды на литературу
Лимонов ставит перед собой трудную задачу создания объективной картины истории и современного состояния русской литературы и искусства, не зависимого от социального заказа.
Русская литература оценивается автором как одно из высочайших достижений мировой художественной мысли. Причины расцвета литературы именно в России он видит в наличии подготовленного в интеллектуальном плане и требовательного читателя:
«Для поэта лучшее место - это Россия»
Американскую литературу он оценивает крайне негативно:
«Здесь ... литература низведена до уровня профессорской забавы»
Для произведений автора характерно сращение, синтез постмодернизма и реализма. В трудах зарубежных исследователей такой метод получил название «грязного реализма», однако Лимонов видит в нем преимущества, главное достоинство своего творчества. По его словам:
«Если попытаться отыскать русский эквивалент «грязного реализма», то его ближайшим русским родственником окажется «жестокий реализм» Максима Горького, некоторые вещи Замятина и Леонида Андреева, а корни уходят, разумеется, в Достоевского.»
В произведениях автора содержатся многочисленные характеристики русских писателей и поэтов, отражающие глубокие знания Лимоновым русской литературы, точные наблюдения и заметки, позволяющие выделить наиболее значимые характеристики творчества выдающихся мастеров слова прошлого.
Интересными представляются заметки Лимонова о шизофреническом искусстве андеграунда. Появление течения на русском грунте автор называет социальнопсихологическим явлением, в основании которого – понятие шизофреника как человека, который ведет себя необычно. Причины культивирования шизофренического поведения Лимонов видит в противостоянии художника, творца толпе. В то же время автор подчеркивает, что мода на шизофрению представляет собой опасную психологическую игру, причем
«… многих эта игра завела далеко. Мучительно и зверски покончил с собой поэт Аркадий Беседин, повесился поэт Видченко...»
В целом, Лимонов подвергает критике влияние западной культуры на развитие отечественного русского искусства:
«Искусство не только не развивается в современном западном обществе, но, напротив, исчезает прямо пропорционально росту свободы, так как искусство — есть привилегия страдающего общества, а не сытого, изнеженного материальными благами.»
Иначе говоря, культура подчинена потребностям общества, сведена к роли служанки идеалам общества потребления.
Таким образом, творчество Лимонова является самобытным культурным явлением в современной русской литературе, в его творчестве затрагиваются различные актуальные и значимые проблемы современности.