Духовное развитие − это изучение устройства жизни через познания себя, своих мыслей и чувств.
Ложные ценности Безухова
Как и Андрей Болконский, Пьер Безухов совершает свой духовный путь обретения истины. Как и Болконский, он постепенно освобождается от веры в ложные идеалы. Впервые с Пьером читатель знакомится на вечере в салоне А. П. Шерер. Еще молодой и наивный Безухов, стремясь поразить гостей, присутствовавших на вечере, парадоксальностью и новизной суждений, выступает ярым защитником Наполеона. Симпатии Безухова на стороне французского императора, ставшего «выше революции», подавившего все злоупотребления и сумевшего удержать все хорошее – свободу слова и печати, равенство граждан. По мнению Пьера, даже казнь герцога Энгиенского без всякого суда и следствия, была необходимостью, и Наполеон, совершивший ее, не побоялся взять на себя ответственность за этот поступок, тем самым продемонстрировал величие души. Безухов готов простить своему кумиру все, находя оправдания его преступлениям, так как еще не осознавал сущности Наполеона. Но жизнь разрушает сложившиеся представления Безухова. Несчастья, жизненные неурядицы, страдания, которые довелось испытать герою, разбивают его убеждения и заставляю искать новые, которые дали бы ему гармонию, радость и смысл жизни. Именно в этом состоит духовное движение человека. Приближение к истине возможно через разочарования, сомнения и отчаяние.
Для Пьера разрыв с женой, дуэль с Долоховым были крахом его счастья и надежд. Пьер потерял интерес к жизни, мир стал казаться ему безобразным и бессмысленным.
Поиск гармонии с миром
Для Безухова найти счастье означает обрести гармонию с миром. И он ищет спасение от страдания, боли и горя. Безухов по дороге из Москвы в Петербург, напряженно размышляет о смысле жизни. Но теперь уже он не увлекается мыслью, как было это на приемы у Шерер. Он уже не стремится никого поразить или удивить своими суждениями и взглядами. Безухов думает так упорно и настойчиво, как борются за жизнь.
Безухову в этот момент требовались ответы на самые простые вопросы, над которыми люди задумывались во все времена:
- Что хорошо и что плохо?
- Что следует любить, а что ненавидеть?
- Что такое жизнь и смерть?
- Что управляет всем?
Для Безухова, ответ на эти вопросы поможет ему понять смысл жизни. В своем мышлении Пьер доходит до осознания того, что смерть обесценивает, обессмысливает жизнь.
Но он не может примириться с подобным итогом. Ему необходимо ощущать связь с бесконечностью, чтобы жить дальше. Для Безухова цель жизни – это радость, которую человек получает от внутреннего согласия и гармонии с миром. Он считает, что человек в несчастье всегда в разладе с миром. Безухов, как и другие герои романа «Война и мир», ищет истину, позволяющую обрести радость жизни, которая возможна лишь в согласии с миром.
Для Пьера Безухова поиск истины – это путь, который ведет через цепь кризисов и возрождений, состоит в последовательности потерь и обретений.
На станции по дороге из Москвы в Петербург Безухов встречается с масоном Баздеевым, который, зная о несчастьях героя, предлагает ему помощь. Но Пьер, не веря в Бога, сомневается в том, что кто-то может облегчить его состояние.
Безухов, твердо убежденный в неопровержимости и истинности своих атеистических взглядов, в разговоре с попутчиком сталкивается с сильным и неожиданным аргументом. Баздеев говорит, что если бы Бога не было, «мы бы с вами не говорили о Нем». И Пьер неожиданно для себя услышал ответ, поразивший его глубиной мысли.
Вера, которой учил Баздеев, совсем не соответствовала представлению Безухова о религии. Она требовала непрерывной духовной работы, постоянного самосовершенствования, внутреннего ощущения. Для постижения истины, как выяснил Безухов, необходимо помимо интеллектуальных еще и духовные усилия, которые делают человека способным приближаться к истине Бога. Поэтому Баздеев предупреждает Безухова, что Бога невозможно постичь умом, его нужно постичь жизнью. Именно жизнь приносит новый опыт, позволяющий человеку лучше понять мир и себя.
Спор с Болконским
Спор с Андреем Болконским стал первым испытанием новых убеждений Безухова. В этом споре Пьер выступает в роли человека, знающего смысл жизни, а князь – как разуверившегося в нем. Безухов пытается убедить Болконского, что единственное счастье жизни – это делать людям добро. Пьер рассказывает о преобразованиях в своих поместьях, которые облегчили жизнь крестьян. Болконский соглашается только с тем, что дело Безухова – это добро для него, но не для крестьян. И снова оказывается, что однозначного ответа на вопросы «Что есть хорошо, а что плохо?» и «В чем смысл жизни?» нет.
Герои Толстого ищут истину, достоверную и неизменную. И решение лишь одно – существование Бога, который является олицетворением высшей истины и справедливости.
Разговор Безухова и Болконского о назначении человека, о вечности, о Боге, сумел вернуть к жизни скептически настроенного князя. То, что обретают герои романа, не оказывается для них новым. Они ищут то, что уже жило глубоко в их душах. Они хотят обрести неизменную истину среди постоянно меняющегося мира. Безухова, как и других героев романа, не устраивает временное. Отказ от вечности и признание временного за истинное – это измена духу христианства.
Героев убеждает не какое-то учение, а сама жизнь. Человек не обязан постижением истины другому человеку, поэтому он свободен и независим. Ему никто, кроме Бога, не может предписать высшую истину. Главным проводником истины является рождение, смерть, природа, любовь – то, что сопутствует каждому на жизненном пути.
У Толстого человек всегда может спастись. Но он может и в любой момент потерять веру. С Безуховым это происходит дважды.
Вернуться к вере в жизнь Безухову помог Платон Каратаев. Он стал для Пьера олицетворением духа простоты и правды.