Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, основанном на сравнении явления или предмета с другим на основании общего признака.
Народные и христианские мотивы в детских произведениях С. Есенина
Сергей Есенин в своем творчестве неоднократно обращался к детской теме. С 1914 года Есенин печатал свои произведения в детских изданиях. Многие произведения поэта близки пониманию ребенка и доступны его сознанию. Дети так же легко входят в мир С. Есенина, как и в мир А. Пушкина.
Творчество С. Есенина тесно связано с устным народным творчеством: сказками, загадками, легендами. Поэт в своем творчестве часто обращается к Библии – она была его настольной книгой. Кроме того, Есенин часто обращается и к исследованиями А.Н. Афанасьева, известного ученого-мифолога.
Например, в стихотворении «То не тучи бродят за овином…» С. Есенин рассказывает христианскую сказку-легенду о колобке, который превратился в месяц: младенец, которому мать приготовила колобок, заигрался с ним и уснул, колоб скатился на солому, а из нее – поднялся в небо месяцем. О том, что это месяц, становится ясно из последней строчки. Так Есенин дает возможность маленькому читателю разгадать загадку.
В этом произведении поэт создает уютный, теплый, домашний мир и на доступном языке рассказывает детям о маленьком Иисусе, о бесконечной любви Богородицы к людям.
Эти образы в формах устной словесности бытовали в народной жизни, а духовные легенды и стихи богомольцы и странники разносили по всей Руси. В начале 20 века Есенин в своем родном селе слышал от деда и бабки духовные стихи, сложенные на основе народных фантазий.
В 1916 году Есенин написал стихотворение «Исус младенец», посвященное «отрокам резвым».
«Исус младенец» - это сказка о «маленьком Боженьке», обиженном синицами и журавлями, которые съели его кашу. Белоперый аист утешал Боженьку, за это Пречистая предназначила ему особую судьбу – приносить новорожденных младенцев их родителям.
Белый цвет крыльев аиста в этом произведении олицетворяет чистоту риз. Именно эта птица, избранная Богоматерью, удостоена миссии служения детям, в отличие от журавлей и синиц, обрекаемых на суетное существование.
Есенин наделяет маленького Иисуса и Богородицу земными крестьянскими чертами. В сказке «Исус младенец» проявились два качества поэта – любовь к животным и детям.
Поэт часто задается вопросом: может ли ребенок быть мудрее взрослого? И считает, что может. В «Ключах Марии» Есенин пишет, что себя нужно проверять «по возрасту души», а не по числу прожитых лет. Свои наблюдения над возрастом поэт переносит на творческий процесс. Он говорит о том, что у жизни есть возрасты, «которые отмечаются эпохами».
В своих произведениях Есенин погружается в удивительный мир сказок. Именно на сказочной традиции основывается стихотворение «Сиротка». Незащищенность детей, оставшихся сиротами, поэт с болью показывает и в стихотворении «Побирушка»: «Плачет девочка-малютка у окна больших хором…».
В этом сюжете Есенин обращается к теме социальной несправедливости и старается достучаться до сытых и богатых, которые безразличны к обездоленным и страдающим. Есенин в своих произведениях глубоко проникает во внутренний мир маленького читателя. В 1916 году вышла в свет его повесть «Яр». В этом произведении Есенин психологически тонко описывает, как маленький мальчик воспринимает лес. Поначалу он леса боится, ведь в лесу полно зверей. Затем он себя успокаивает, вспоминает сказочных персонажей и начинает фантазировать.
Отношение поэта к младшим сестрам
Поэт с любовью и нежностью относился к своим младшим сестрам. Он волновался о том, как одета его младшая сестра Шура, какое у нее настроение. Однажды поэт заметил, что сестра увлечена рисованием. Он собрал все ее рисунки и сделал шутливую надпись: «Выставка А. Есениной. Все продано».
Сестра Есенина, Александра, часто вспоминала, что Сергей был очень подвижным, любил шутить и умело это делал, постоянно придумывал веселые занятия.
За воспитание сестры Екатерины Есенин ощущал особую ответственность. Екатерине он приходился не только старшим братом, но еще был ее крестным. К Екатерине у Есенина была какая-то тревожная, даже болезненная любовь. Поэт знал, что они очень похожи друг на друга, и воспринимают, чувствуют почти одинаково - как близнецы.
Воспоминания детства С. Есенин сохранил на всю жизнь.
Осенью 1925 года Есенин написал «Сказку о пастушонке Пете…». В этом произведении поэт с юмором и доброй шуткой, используя прием «сна о будущем», рассказывает своим читателям о том, как важно учиться для того, чтобы повзрослев, не отстать от новых социальных реалий взрослой жизни. Героя своего произведения Петю он наделяет милосердием и терпением.
Тема беспризорничества в творчестве С. Есенина
Школьникам старших классов следует познакомиться с произведениями поэта о трагедии социального сиротства, беспризорничества:
- «Русь бесприютная»;
- «Папиросники».
Эта тема актуальна и для нашего времени.
Есенин сам ощущал себя беспризорником. У поэта не было своего жилья. Последние годы своей жизни он ютился у знакомых, которые из милости и любви к поэту пускали его к себе пожить. В последние годы жизни Есенин говорил друзьям о том, что у него ничего нет. Поэтому боль чужой души была очень близка поэту. Особенно боль души детской.
Любовь к детям проявляется не только в произведениях поэта, но в жизненных эпизодах. Например, В. Мануйлов, современник поэта, вспоминает, как в 1924 году Есенин встретил беспризорников. Он подошел к ним, заинтересовался их игрой, дал немного денег и пообещал прийти через несколько дней. Позже поэт рассказал Мануйлову о том, что подружился с этими детьми и водил их в Бакинские бани.
Через три дня после встречи с этими детьми в газете «Заря Востока»и была напечатана небольшая поэма «Русь бесприютная».