Личная жизнь и творчество Д. И. Фонвизина
О личной жизни Дениса Фонвизина известно лишь то, что он сам отразил в своей исповеди «Чистосердечное признание». Здесь Фонвизин рассказывает о том, как в 23-летнем возрасте влюбился в Анну Приклонскую, которая до конца дней поэта не выходила из его мыслей. Приклонская была образованной, умной женщиной, прекрасно пела, интересовалась литературой. Однако, несмотря на то, что чувства были взаимны, полностью отдаться им женщина не могла, так как была замужем. Писателю пришлось смириться с тем, что обладать любимой женщиной в полной мере ему не суждено.
Позже Фонвизин познакомился со своей будущей супругой. По ходу службы ему пришлось много общаться с Катериной Хлоповой, которая без памяти влюбилась в классика. Это не могло скрыться от глаз окружающих, и на последнем судебном заседании Фонвизина обвинили в том, что он защищает свою любовницу. На это писатель ответил, что женится на этой женщине, и обещание свое сдержал.
Детей у супругов не было, однако в лице Катерины Фонвизин обрел надежного друга и верного помощника. Женщина во всем поддерживала своего супруга. Когда писателя сразил паралич, и он не мог управлять рукой и говорить, супруга всегда была с ним рядом, поддерживала его и ухаживала за ним. Женщина сумела его выходить, но через несколько дней писателя снова парализовало. Все это время Катерина всегда была рядом и ухаживала за Фонвизиным.
Творчество Дениса Ивановича Фонвизина является вершиной русского классицизма. Денис Иванович Фонвизин является создателем подлинно самобытной национальной комедии. Фонвизин в своих произведениях заложил внутри имеющейся системы основы критического реализма.
Фонвизин родился в 1745 году. Родным городом писателя является Москва. Фонвизин происходил из старинной дворянской семьи. Писатель получил образование сначала в университетской гимназии, а затем и на философском факультете университета. Денис Иванович в числе избранных учеников попал к куратору университета графу Шувалову. В это время он познакомился с Ломоносовым, а также известными театральными деятелями И. А. Дмитриевским и Ф. Г. Волковым.
Фонвизин еще в ранний период своей творческой деятельности, когда занимался переводами, выступил в качестве прогрессивно мыслящего человека. Денис Иванович испытал на себе влияние идей просветительства. Наряду с переводами, Фонвизин пишет оригинальные произведения, носящие резкий сатирический характер. Наиболее существенными произведениями сатирического направления из раннего творчества Дениса Ивановича являются:
- «Послание к слугам мои Шумилову, Ваньке, Петрушке»
- «Лисица-казнодей».
В этих произведениях сказываются общественно – социальный пафос, а также сатирическая острота, которые составляют основную силу писателя-сатирика.
Комедия «Бригадир»
Что касается оригинального комедийного творчества Дениса Ивановича, оно связано с историей написания и постановок самых знаменитых пьес писателя – «Бригадир» и «Недоросль». Над своим произведением «Бригадир» Фонвизин работал с 1768 по 1769 годы. как говорили современники, это «первая комедия в наших нравах». Основными темами комедии «Бригадир» являются:
- Взяточничество и лихоимство
- Воспитание дворянства
- Появление новых людей.
Комедия «Бригадир» по своему жанру является комедией нравов, в которой присутствуют элементы буффонады.
В этом произведении впервые в истории отечественной комедии представлены такие литературные приемы, как:
- Прием саморазоблачения персонажа
- Использование словесных комических приемов-каламбуров и макаронизмов
- Травестация структуры мещанской драмы.
Комедия «Недоросль»
Комедия «Недоросль» является вершиной творчества Дениса Ивановича Фонвизина. Жанр произведения в исследовательской литературе определяется неоднозначно. Пьесу называют и высокой комедией, и политической, и народной.
Проблематика пьесы является весьма многоплановой. В ней ощущается и антиекатерининская направленность, и проблема настоящего достоинства дворянина, и проблема воспитания в самом широком значении этого слова.
«Недоросль» является первой социально-политической комедией, которая пронизана антикрепостническим пафосом. Несмотря на то, что Фонвизин не осознавал необходимость полной отмены крепостного права, а лишь говорил об его ограничении посредством введения ряда «фундаментальных» законов, его комедия дала сделать далеко идущие выводы. Комедия Фонвизина – это произведение, где реалистический принцип видения и отражения характеров персонажей побеждает. Однако окончательно традиции классицизма Фонвизину в этой комедии все же не удалось.
В 80-е годы Денис Иванович Фонвизин пишет несколько публикаций в издании «Собеседник любителей российского слова». Среди этих публикаций выделяются следующие:
- «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»
- «Повествование мнимого глухого и немого»
- «Челобитная российской Минерве от российских писателей»
- «Опыт российского сословника».
Кроме этого, писатель занимается переводом книги «Рассуждения о национальном любочестии» Циммермана, пишет повесть «Каллисфен».
Фонвизин предпринимает попытку основания нового журнала под названием «Друг честных людей, или Стародум». Для этого писатель подготовил ряд оригинальных материалов, но этот журнал был запрещен цензурой.
После этого Денис Иванович Фонвизин занимается составлением «придворной грамматики», а затем пишет произведение в жанре исповеди, которое назвал «Чистосердечное признание в делах моих и поступках». Из четырех книг этой исповеди были закончены лишь две.
Библиография Дениса Ивановича Фонвизина
- «Бригадир»
- «Рассуждение о непременных государственных законах»
- «Каллисфен»
- «Повествование мнимого глухого и немого»
- «Недоросль»
- «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»
- «Всеобщая придворная грамматика»
- «Наставление дяди своему племяннику»
- «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина».