Сборник рассказов — это отдельное издание группы рассказов, принадлежащих перу одного и того же автора.
Особенности творчества Ю. Казакова
Рассказы Ю. Казакова – это важное явление в развитии лирической прозы. Его произведения связаны с традициями, которые идут от Чехова, Бунина, Л. Толстого, Тургенева. Ю. Казаков перенял из русской классики гармоничность и точность фразы, умение изображать душевные порывы человека.
Казаков в своем творчестве опирается и на опыт советской классики. На творческий стиль писателя значительное влияние оказали М. Горький и М. Пришвин. На формирование Казакова-рассказчика влияние оказал и К. Паустовский.
Особое отношение у Юрия Казакова было к Э. Хемингуэю. Казаков говорил, что тот повлиял на него не стилистически, а нравственно.
Казаков в своих произведениях поднимает острые проблемы и предлагает неоднозначные художественные решения, о чем свидетельствует полемика критиков, не утихавшая на протяжении всего периода работы писателя. Творчество Казакова гражданственно и целеустремленно. Его интересует в первую очередь социальный облик человека. Казаков писал о людях разных характеров и разных профессий. Рассказы Казакова – это философское осмысление важных социальных закономерностей эпохи, которые проявились в отдельных человеческих судьбах. В своеобразной манере создания сборников прослеживается эволюция писателя. Меняя названия сборников, прибавляя произведения Ю. Казаков расширяет темы своего творчества. Наиболее известные рассказы Ю. Казакова:
- «Манька»;
- «На полустанке»;
- «Голубое и зеленое»;
- «По дороге»;
- «Легкая жизнь»;
- «Двое в декабре»;
- «Запах хлеба»;
- «Осень в дубовых лесах»;
- «Свечечка»;
- «Во сне ты горько плакал» и т.д.
Рассказы Казакова актуальны и полифоничны. В его произведениях звучит тема ответственности человека за мир на планете. В рассказах сборника «Во сне ты горько плакал» писатель умело передает психологию ребенка. Эти произведения предназначены для взрослого читателя. У Казакова есть произведения и для юных читателей:
- «Тропики на печке»;
- «Лютый враг»;
- «Скрип-скрип»;
- «Корова-спасительница»;
- «Лютый враг»;
- «Розовые туфли».
Детские произведения Казакова так же человечны, как и рассказы, адресованные взрослым, и требование к ним у писателя такое же высокое.
Ведущей темой творчества Ю. Казакова является человек и природа. Эта тема определяет художественную сторону его творчества и нравственные искания, так свойственные русской художественной литературе. Творчество Ю. Казакова имеет важное значение для понимания развития послевоенного рассказа и для понимания современной деревенской прозы. Его творчество подготовило почву для рассказов В. Белова, В. Шукшина, В. Лихоносова, повести В. Распутина, Ф. Абрамова.
В творчестве Ю. Казакова широко представлена тема Севера. Писатель говорит о важности Севера в экономическом отношении и утверждает, что Север формирует особый склад характера человека.
Тема человека и природы в творчестве Ю. Казакова
Для творчества Ю. Казакова характерны впечатляющая точность и философичность природных картин. В этом отношении он продолжил художественную традицию И.А. Бунина. Коллеги-писатели, критики, а также исследователи творчества Ю. Казакова неоднократно отмечали его принадлежность к «бунинской школе». Ощущение близости природы и человеческой души связывает творчество этих писателей. Но вместе с этим произведения Ю. Казакова, писателя другой эпохи, наполнены духом бытия, современного ему. Казаков не разделял распространенной с советской литературе точки зрения о том, что к природе нужно относиться потребительски, а задача человека – подчинить ее своим интересам, усмирить. Рассказы Ю. Казакова, напротив, пронизаны внимательным и бережным отношением героев к природе, к ее проявлениям и малейшим изменениям.
Концепцию «природного», «естественного» человека в прозе Ю. Казакова определило его осознание особого единства природы и человека. У Ю. Казакова «естественный человек» - это личность, формирующаяся и живущая в тесной связи не с социальной, а с природной жизнью. Поэтому и внутренние свойства такого человека определенным образом воплощают ее черты. Большое внимание Ю. Казаков уделяет именно тем особенностям характера и внешности героев, которые были определены самой природой. Такая героиня представлена в рассказе Ю. Казакова «Манька». В поведении и характере девушки-письмоносца писатель постоянно подчеркивает «необычность», «дикость», все то, что с точки зрения общественных норм кажется непонятным, странным и даже пугающим. Писатель намеренно акцентирует внимание на тех чертах внешности героини, которые доказывают близость к природе. Казаков подмечает родство эмоционально-психологического состояния «естественного» человека и окружающего мира. Он изображает нравственную чистоту героини, ее раскрепощение среди трав, цветов.
Но писателя волновали и философские вопросы неизбежности смерти, величия жизни, счастья, взаимосвязи природы и человека, смысла человеческого существования.
В исследовании влияния природы на духовный мир человека писатель следует классической традиции И. Бунина, но создает свою концепцию единства всего живого на Земле.
По мнению Казакова, природа – это сила, обладающая своим особым «разумом» и своей душой, и заключающая в себе величайшие тайны мироздания – загадки жизни, любовь, таинство смерти
А человек – важнейшая его часть, составляющая большого Космоса. Человек, по мысли Казакова, приобщаясь к миру природы, обретает душевный покой, испытывает чувства радости и счастья, духовно очищается, обновляется. А с другой стороны, человек преодолевает ощущение безнадежности и тоски, вызванные осознанием неизбежности смерти и конечности человеческой жизни.
Такими раздумьями проникнут рассказ Ю. Казакова «Плачу и рыдаю». Особую причастность к природе герои произведений Казакова испытывают в минуты любовного восторга. Писатель считает, что природа – единственная, кто может дать героям надежную защиту и покой.