Лишний человек – это умный, талантливый, хорошо образованный, одаренный человек, не сумевший реализовать себя и свои возможности, не нашедший свое место в жизни.
Духовное «странствие» в романе «Географ глобус пропил»
Действие романа «Географ глобус пропил» происходит в одном из районов Перми. Главный герой романа, биолог Виктор Служкин, чтобы обеспечить семью, вынужден работать в школе учителем экономической географии. Повседневная жизнь Служкина, его общение с учениками девятого класса и давними друзьями составляют внешнюю канву повествования.
Но драматичность духовных поисков героя, которые автор называет знаком времени, выражением духа смутной эпохи, придают произведению бытийственное звучание, а представление о метафизике жизни и скрытых сущностях вещей роднит произведение Иванова с творчеством Тютчева.
Один из ключевых образов книги Иванова – глухонемой козлище, который появляется на первых же страницах произведения, заставляет вспомнить «демонов глухонемых» Ф.И. Тютчева.
В первой главе, которая называется «Глухонемой козлище», возникает один из основных мотивов романа – мотив глухонемоты, который воплощается в сниженном образе Служкина, ломающего комедию перед контроллерами в поезде. Но в отличие от «демонов глухонемых», «глухонемому козлищу» не находится собеседника. А сам «увечный» вдруг обретает голос, чтобы попросить на бутылку пива. Писатель создает образ впавшего в «безотрадный сон» мира из контраста громких звуков, возникающих в пространстве вокзала и пустоты неба. Но мир этот – суетящийся, пытающийся что-то сказать.
В романе «Географ глобус пропил» писатель поднимает тему вечных человеческих ценностей:
- любви;
- дружбы;
- свободы;
- пользы;
- добра;
- патриотизма.
В мировой литературе сложилась традиция, что именно в странствиях герой обретает «голос», получает право сказать о себе и о мире. Странствия Служкина являются не развлекательным моментом, а важным элементом фабулы – это структурообразующий элемент сюжета, который позволяет автору подчеркнуть узость и скудость условий, в которых живет герой, способ показать «странствия» персонажа в нравственном плане. «Попутчиками» героя в этом «странствии» оказываются его ученики и его друзья (Саша, Будкин, Лена, Ветка). Вскоре читатель замечает, что все персонажи поражены тем же недугом, что и главный герой, а именно глухонемотой. Но степень осознания своего духовного недуга, степень решимости отправиться в «странствие» различна. У всех героев произведения есть мечта уехать, изменить жизнь, а значит, попытаться обмануть судьбу. Эти мечты часто автор дает в трагикомическом ключе. Например, Служкин и Кира слушают пересказ «училками» одной из серий «мыльной оперы» и резюме этих мечтательниц.
Сначала кажется, что красавица Кира, самоуверенная, дерзкая, выше этой маниловщины. Но и она оказывается в числе «странников». Не слыша себя, не пытаясь понять, чего она на самом деле хочет, Кира не способна определить направление движения, но убеждена в своей исключительности. Она отталкивает реальность, поэтому ее мечта «о настоящем мужике» несбыточна.
Штампами мелодрамы живет и Саша Руднева. Все женские персонажи, несмотря на различие характеров, похожи: их объединяет внутренняя сухость, холодность, бесстрастие натуры, и равнодушие к мужчинам – как следствие.
«Поиск человека» и человеческие ценности в романе «Географ глобус пропил»
В романе через внутренние монологи главного героя представлена философия Служкина. Служкин – человек, который больше всего дорожит своей свободой и с уважением относится к свободе других. Его кредо «Я человека ищу» пророй противоречит его поступкам, но продолжает оставаться актуальным. Идея поиска человека в романе имеет особое значение. В образе главного героя проявляется черта духовного искательства.
По Служкину, соединение свободы и любви выглядит так: когда человек ни для кого не является залогом счастья, и для него самого никто не является залогом счастья, но он любит людей, а люди любят его. Это, по Служкину, и есть совершенная любовь, которая изгоняет страх. Такие духовные искания Служкина не соответствуют задачам повседневной жизни простых людей, а сам герой напоминает «идиота» в его первоначальном значении: человека, живущего в отрыве от общественной жизни.
Одним из аспектов исканий Человека для Служкина оказывается поиск настоящей любви. Герой любит жену и дочь, но его связывают романтические отношения с Сашей, и плотские с Веткой, к тому же Служкин влюбляется в Киру, учительницу немецкого языка. Но самое недопустимое – это роман Служкина с ученицей Машей.
Из-за своей непосредственности мировосприятия Служкин не может разобраться в своих отношениях с женщинами. Он сам говорит, что мечется в заколдованном круге, который нечем порвать. Можно предположить, что Виктор Сергеевич не только ищет взаимность в женщинах, сколько ищет взаимность вообще, пытаясь ощутить и свою собственную любовь. Физическая жажда свободы обусловливает неформальность Слжукин. Но он неформал по существу, а не по внешним атрибутам. Роман начинается с эпизода, когда Служкин не платит за проезд в электричке. Но в этом отказе от оплаты заключается сознательный протест против покорности, отказ от послушности.
Во всех искушениях и перипетиях героя он остается приятным человеком, умеющим дружить. Взаимоотношения Служкина с Будкиным – пример самой настоящей мужской дружбы, выросшей из дружбы детской. А отношение героя к дочери проникнуто искренним чувством.
Служкин – творческий человек. Он пишет стихи, на каждую житейскую ситуацию у него есть философская максима.
Служкин искренне любит свою Родину, с трепетом относится к малой Родине – Перми.
Способность к рефлексии – еще одна яркая черта Служкина. Он не просто способен выражать свои чувства и мысли, оценивать, анализировать свои поступки, но и соотноситься свои действия и состояния с убеждениями, разбирать мгновения своей слабости.