Рассматриваемое произведение открывает цикл рассказов с одноименным названием, выступая титульным ко всему циклу рассказов о любви. Как сам рассказ, так и весь цикл, - яркие образцы «позднего» Бунина, когда индивидуально-авторская картина мира, индивидуальный стиль писателя уже сформировались, а само творчество вошло в «золотой фонд» русской и мировой литературы.
Символизм названия рассказа
Титульное произведение цикла создавалось в 1938 г., когда уже зрелый художник приступил к написанию рассказов о любви. Возможно, этим фактом объясняется и символизм названия: выбор названия «темные» для описания «светлого» чувства. Возможно, "зрелому" Бунину любовь уже не казалась настолько светлой и радужной. В основании цикла произведений – воспоминания автора, память о грустной и трагической любви к Варваре Пащенко, о тяжелом разрыве молодых людей и, безусловно, о ранней смерти Варвары. Соответственно, уже названия цикла задает ракурс возврата художника к былому, прошлому, давно прошедшему, который формирует одну из констант творчества «позднего» Бунина – концепт памяти. В результате символизма названия темные аллеи памяти автора становятся хронотопом, в котором разворачиваются сюжетные линии произведения.
Сюжет произведения
Сюжетную основу рассказа составляет встреча двух героев, которые в молодости были влюблены друг в друга, однако расстались на долгие годы. Идейный центр произведения определяет неожиданная встреча героев, мотивы несчастной, несостоявшейся любви. Встреча героев после долгих лет разлуки происходит в
«…холодное осеннее ненастье…»
Причем, осенний пейзаж является не просто зарисовкой места встречи, но и приемом природно-психологического параллелизма, акцента внимания на том, что главные герои также переживают «осень» своей жизни:
- главный герой – старик, ему под 60;
- героиня – дама в возрасте, ей 48.
Однако они еще открыты к чувствам, полны эмоций, их любовь еще способна ожить, возродиться.
Герои в некоторой степени противопоставлены: на первый взгляд, кажется, что Николай изображен в негативном свете, как человек, отказавшийся от любви и понесший за это наказание:
«Не смог предусмотреть он лишь такую "малость", как взаимная любовь. И наказан он был не только вероломством жены, но и сыном-"негодяем".»
Но вряд ли Бунин стремился изобразить лишь вероломство главного героя и расплату за него. Бунин – тонкий психолог, он стремился не столько к отображению вероломства, сколько к более глубокому пониманию противоречивости человеческой природы, неоднозначности человеческой натуры, в том числе, - и самого себя.
Не столь однозначен и образ главной героини: да, разумеется, она представлена женщиной, которая в молодости сильно любила Николая, и пронесла эту любовь через всю свою жизнь, что невольно вызывает симпатии читателя. В то же время, если внимательно присмотреться к образу Надежды, он не столь однозначен и не столь целостен:
- при первой встрече героиня представлена как похожая на пожилую цыганку. Ее внешность изображена, скорее, отталкивающей, чем привлекающей внимание;
- внешность героини «сегодня» противопоставляется образу героини «тогда»: как хороша ты была!
Но подобное противопоставление служит не столько целям отражения приближающейся старости, сколько эмоционального состояния влюбленного героя в молодости, для которого Надежда была идеалом, в котором он не видел недостатков.
Большинство исследователей видят причину расставания главных героев рассказа в социальном неравенстве, в том, что Надежда находилась в зависимом положении крестьянки. Однако «сегодня» главная героиня независима, она является владелицей постоялого двора, по-своему состоятельна, богата. Казалось бы, социальное неравенство устранено, однако герои не остаются вместе. Бунин подчеркивает, что героев разделило не социальное, а духовное неравенство.
Это герой почувствовал тогда и стал еще более явственно ощущать сегодня, Надежда же так и не поняла, почему они расстались. Понять духовную несовместимость героев позволяют стихотворения, которые герой читает своей возлюбленной, стихи о «темных аллеях». Николай читает, однако Надежда не понимает их
«И все стихи мне изволили читать про всякие "темные аллеи"…»
Черствость, неспособность понять чувства Николая до конца, приводят к осознанию героем того, что она не столь восприимчива, не имеет той духовной глубины, которую он ищет в своей избраннице. Николай знал и понимал стихотворения, Надежда не могла проникнуться ими, оставаясь крестьянской девушкой, влюбленной в молодого барина, однако не понимающей его.
Николай не скрывает своей влюбленности в Надежду, притягательности встреч с ней, однако уже в молодости он почувствовал, что Надежда далека от него, не в социальном, но в психологическом духовном плане.
Новая встреча лишь подтверждает, что Надежда далека от него, как и раньше, она так же не понимает его, как и раньше, она и сейчас, спустя много лет, не прощает Николая, такого же несчастного, как и она сама.
То обстоятельство, что в финале герой рассказа не остается с Надеждой, а снова отправляется в дорогу, свидетельствует о том, что размышления автора не имеют пределов, не имеют конца, как и многообразие человеческой жизни.
Особенности повествования
Повествование ведется от 3-го лица, однако сама тональность изложения создает впечатление близости главного героя и нарратора. Обращение к несобственно-прямой речи придает повествованию интимность, подлинность. Голос герой и голос самого Бунина сливаются, пересекаются, накладываются друг на друга, придавая наррации ощущение исповедальности, потаенности, доверительности.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Бунина отличается глубоким психологизмом, реализмом, отражает наиболее тонкие, наиболее интимные переживания человека.