Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита", краткий анализ

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» не оставляет ни одного читателя равнодушным. Многие перечитывают это произведение всю жизнь, другие – всю жизнь пытаются прочитать его, но им это не удается. Столь противоречивое восприятие обусловлено самой сущностью, особым мистицизмом самого загадочного романа М. А. Булгакова.

Проблемы, идеи и темы произведения

История создания романа «Мастер и Маргарита» овеяна тайнами и необъяснимыми фактами. Существуют предположения, что импульс к созданию образов и самого произведения, был задан прочтением Булгаковым гениального произведения Гете «Фауст».

В первой версии романа (1928-1929 гг.) автор величал своего героя (мастера) Фаустом, повествование велось на 160 страницах о Христе, прокураторе и необычных гастролях Воланда во время искрометного пребывания в Москве. Ни Мастера, ни Маргариты в первой версии романа не было.

Весной 1930 г. Булгаков, обуреваемый недовольством своим произведением и давлением общества, сжег рукопись. Спустя два года, он найдет ее сохранившиеся фрагменты и приступит к воссозданию своего романа. Уже смертельно болея в 1940 г. писатель вносил корректировки в роман, диктуя их своей жене – Елене Сергеевне.

Огромный труд в течение 20 лет по корректировке и изданию романа лег на плечи Елены Сергеевны Булгаковой после смерти мужа. Ни одно издательство не брало на себя смелость напечатать это прогрессивное произведение, слишком вызывающим оно было для того несвободного времени.

Лишь в 1968 году в журнале «Москва» вышел роман «Мастер и Маргарита» в сильно отредактированной версии с большими сокращениями. Версия романа вышла без монологов Воланда и описания Маргариты на дьявольском балу.

Замечание 1

Оригинальную версию без цензурных ограничений выпустит немецкое издательство «Посев» в 1969 г. Читателям Советского Союза полная версия романа «Мастер и Маргарита» стала доступной в 1973 г. после решения властей об издании запрещенной ранее литературы.

«Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита", краткий анализ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Произведение акцентирует внимание на следующих проблемах:

  • проблема, связанная с творчеством и судьбой писателя в стране Советов. Мастера Булгаков наделил автобиографическими чертами и мыслями об искусстве: странный для окружающих и целиком поглощенный работой над романом, чрезмерно ранимый и бескорыстный, он презирает жалкую суету, тщеславие и гордыню. Он мастер, а не писатель, так как выполняет высшую духовную задачу, отличную от социальных заказов, выполняемых ремесленниками-писателями 30-х годов.
  • неминуемая расплата за совершенные деяния. События в романе происходят в 30-х годах, на фоне страшных репрессий в стране, когда уповать на справедливость было невозможно. Воланд – носитель неминуемой расплаты за содеянное: он наказывает за доносы и мошенничество. Он же награждает Мастера возвращением сгоревшей рукописи и покоем. Другой силы, способной на справедливость Булгаков не видел.

Идейной драмой представляется в романе поединок Иешуа и Пилата. Читатель чувствует, как Пилату симпатичен юноша, но только до того момента, когда речь не коснулась власти кесаря. Страх перед кесарем обнаружил в нем рабское малодушие. За содеянное Пилат наказан бессмертием, а имя его на столетия стало символом малодушия.

В повествовании романа просматриваются три основные философско-временные темы:

  1. Тема реального настоящего. Сатирически отражены нравы и обычаи Москвы 30-х годов XX века и трагическая любовь Мастера и Маргариты. Автор рассказывает о типичных чертах, присущих московским обывателям: бездуховности, пошлости, стяжательстве, жадности. Сатира пронизывает все сцены с Воландом и его свитой. Они смеются над единообразным мышлением советских граждан, поющих хором в одном из учреждений. Смеются над штампами, которых придерживаются все члены МАССОЛИТа.
  2. Фантастическая тема. Описаны похождения Воланда со свитой на городских объектах Москвы 30-х годов. В финале производит сильное впечатление превращение свиты Воланда в рыцарей, и их уход в бесконечное пространство небес.
  3. Историческая тема. В романе приведены библейские истории, которые пишутся, с одной стороны - Мастером в своей книге, с другой стороны – Воландом, который обладает силой и возможностями перенести далеко в библейское время.

Композиция, сюжет и жанровая принадлежность

«Мастер и Маргарита» - далеко не однозначный роман, имеющий особенную структуру – история в истории. Повествование сюжетных линий постоянно переносит читателя из библейского предка Иерусалима в Москву 30-х годов. Для этих двух времен автор показывает ценность одного и того же: любви и милосердия, свободы духа и прощения.

По композиции роман представляет собой уникальный шедевр, равного ему не найти ни в западной, ни в русской литературе. Роман изобилует неожиданными поворотами ситуаций и поведения библейских персонажей, постепенно раскрывая философское наполнение произведения и подводя к завершению сюжета.

Система персонажей

Множество персонажей в многоуровневом мире романа «Мастер и Маргарита» - характерная особенность произведения. По мнению исследователей, Булгаков ввел в роман 500 персонажей, 150 из которых автор наделил именами.

Действие персонажей романа осуществляется в трех мирах произведения:

  1. Мир древнего Ершалаима.
  2. Москва 30-х годов XX века.
  3. Потусторонний мир.

При этом в романе невозможно определить главного героя. Мастер и Маргарита? Но они возникают лишь в середине романа. Тогда Воланд и Иван Бездомный или Иешуа и Понтий? Такая многослойность романа не нарушает его целостности, опутывая связующими нитями все три мира.

Стиль и особенности повествования

Многослойность романа определяет стиль и повествования произведения. Так, главы о Понтии Пилате и Иешуа повествуют чеканно, лаконично и скупо – ведь речь идет о событиях, приведших к убийству Иешуа.

В другом стиле повествования представлены главы о московском быте 30-х годов. Фантастика, комизм, гротеск, чертовщина, лирические отступления – главные характеристики наррации этих глав.

Разница в стилях повествования помогает читателям живо представить историю развития общества за тысячелетия.

Замечание 2

Используя фантастический сюжет и мифологические приемы, Михаил Булгаков высоко поднял вечные ценности и показал, к каким идеалам должен стремиться человек. «Мастер и Маргарита» представляет собой историю, не ограниченную временным интервалом и не зажатую в рамках какой-либо культуры.

Дата последнего обновления статьи: 13.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot