Русский писатель Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма, сыграв большую роль в развитии русской поэзии.
Биография поэта и драматурга
Родился в 1873 году в Москве в семье зажиточного купца. Родители воспитывали его в духе атеизма и материализма на произведениях Писарева, Чернышевского, Некрасова. Валерий рос очень любознательным и способным ребенком. Научившись в четыре года читать, он стал интересоваться родительской библиотекой, проводя за книгами целый день. Мальчик проявлял большой интерес к биографиям знаменитых людей, научной литературе, изучал зарубежную классическую литературу и зачитывался бульварными романами. Решив и себя попробовать в сочинительстве, ещё в дошкольном возрасте он написал свою первую комедию “Лягушка”.
Начальное образование Валерий получил дома, обучаясь с домашними учителями и гувернантками. А в 11 лет стал учеником престижной частной гимназии, куда после экзаменов его приняли сразу во второй класс. Во время обучения Валерий нашел единомышленников, которые также, как и он увлекались литературой. Вместе они решили издавать свой рукописный журнал “Начало”. В это время будущий писатель начал пробовать свои силы в поэзии, прозе и в переводах различных авторов. После нескольких лет выпуска журнала, энтузиазм гимназистов остыл, и они решили прекратить редакторскую деятельность.
В возрасте 16 лет Брюсов решил опять заняться издательством и стал выпускать в гимназии рукописную газету. В издании часто появлялись статьи с критикой в адрес учебного заведения, что конечно не нравилось руководству, и нерадивого автора решено было перевести в другую гимназию. В последние годы школьного обучения Брюсов начал проявлять большой интерес к математике, ему с легкостью давались самые сложные задачи и уравнения. Преподаватели пророчили ему будущее великого математика, но Валерий выбрал для себя творческий путь.
В 1893 году Брюсов поступил учиться на историко-филологический факультет Московского университета им. Ломоносова. На втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый стихотворный сборник “Шедевры”, который из-за громкого названия очень критически восприняли критики. Спустя несколько лет один за другим вышли еще два сборника стихов, которые впоследствии публиковались во многих московских журналах.
В 1897 году Валерий Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она стала его настоящей музой и верной спутницей на долгие годы. Очень трепетно относилась к рукописям поэта, бережно сохраняя каждый листок, а после смерти мужа переиздавала его архивные сочинения.
По окончании обучения в университете, Брюсов уже определился со своими жизненными приоритетами и принял решение стать членом Литературно - художественного кружка московских поэтов-символистов. Там он сблизился с другими символистами - Зинаидой Гиппиус, Дмитрием Мережковским, Федором Сологубом. В 1901 году они совместно выпустили альманах “Северные цветы”. В это время символизм окончательно перерос в сформировавшееся литературное течение.
Накануне первой русской революции Брюсов стал организатором и руководителем главного журнала русских символистов “Весы”, который просуществовал до 1909 года. Не прекращая заниматься своей творческой деятельностью, в 1905 году поэт выпускает свой сборник “Венок”, который стал апогеем его творчества. В каждом произведении прослеживается настроение автора, попавшего под влияние ожесточенной революции и выраженная активная гражданская позиция. Спустя два года появляется дебютный роман Брюсова “Огненный ангел”. Сюжет вдохновлен взаимоотношениями автора с Андреем Белым и Ниной Петровской.
Опубликованная в 1910 году статья Брюсова “О речи рабской, в защиту поэзии”, положила начало кризису эпохи русского символизма. Ее суть была направлена против истолкования символизма А. Блоком и В. Ивановым.
Во время первой мировой войны Брюсов являлся военным корреспондентом в газете “Русские ведомости”. В этот период появились стихи с критикой военных действий, но они так и не были опубликованы.
По заказу Московского армянского комитета в 1915 году Брюсов начал работу над сборником национальной поэзии Армении. Проделав огромную работу над выпуском этого грандиозного издания, он получил звание народного поэта Армении. После окончания революции Брюсову предложили место государственного служащего. Он начал руководительскую деятельность в Комитете по регистрации печати, стал председателем президиума Всероссийского союза поэтов, принимал участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. С 1921 года организовал Высший литературно-художественный институт, где до конца своих дней был профессором и ректором.
Умер поэт в 1924 году от внезапного воспаления легких. На протяжении жизни Брюсов пробовал себя в различных литературных жанрах и направлениях:
- проза;
- переводы;
- критика и литературоведение;
- журналистика;
- редакция.
Особенности творчества
Принимая во внимание многообразие творческого наследия Брюсова, выделить общие характеристики творческих произведений достаточно сложно, скорее, можно указать следующие антиномии, которыми пронизано творчество поэта и драматурга:
- жизнеутверждающее начало – любовь, призывы к завоеванию, к борьбе за существование, стремление к созиданию;
- пессимистическое начало – смерть есть «сладостная нирвана», блаженство, стремление к смерти – превыше всего, самоубийство – «соблазнительно».
Соответственно, главным героем творчества Брюсова выступает то мужественный, отважный боец, то – отчаявшийся, разочаровавшийся в жизни человек, который не видит иного выхода, кроме смерти.
Таким образом, творчество Брюсова характеризуется крайней противоречивостью, которая во многом отражает мировосприятие поэта, его восприятие противоречивости социальных процессов, которые происходили в российском обществе в начале прошлого столетия.