Психологический роман — это одна из разновидностей романа, в котором целью автора является исследование и изображение внутреннего мира человека.
Жанр и направление произведения
Идея о создании «психологической драмы» у Ф.М. Достоевского возникла в 1874 году, но образы героев писатель начал разрабатывать намного раньше. Сюжетная линия романа более четко оформилась после знакомства Достоевского на каторге с Дмитрием Ильинским, по ошибке осужденным за отцеубийство.
В первых черновиках произведения Дмитрий носит фамилию Ильинский.
Роман «Братья Карамазовы» стал итогом, осмыслением всей жизни писателя. В нем воспоминания детства соединяются с впечатлениями и раздумьями последних лет. Образы Ивана, Дмитрия и Алексея символизируют три этапа духовного развития писателя. «Братья Карамазовы» - роман со сложной, многоплановой структурой. Жанр произведения сложно поддается определению.
Роман был написан Достоевским в рамках реалистического направления. Писатель стремится достоверно отобразить реальную жизнь. Образы, созданные им, максимально реалистичны, а действия героев соответствуют внутренней логике. Читатель может поверить в то, что события, описанные в произведении, могли быть на самом деле.
Жанр «Братьев Карамазовых» можно определить, как психологический роман. Повествование охватывает длительный временной промежуток и включает в себя большое количество персонажей и событий. Однако в отличие от простого романа, здесь особое внимание автор уделяет не изменениям окружающей действительности, а внутренним переживаниям персонажей, их эмоциональному состоянию и психологическим метаморфозам.
Роман «Братья Карамазовы» является философским романом, но философский он не потому, что в нем рассматриваются определенные философские тезисы. Действующие лица романа не являются образами идеи, не представляют философские категории. Персонажи романа – типы, но в типообразующие начала этих персонажей входят по-своему переосмысленные философские идеи той эпохи. И эти идеи проверяются в романе не логически, а в жизненных судьбах – конфликтах и жизненных финалах.
Особенности композиции романа
Роман «Братья Карамазовы» делится на четыре части. Каждая часть делится на несколько книг:
- Первая часть – экспозиция - включает собрание в ските и ужин в доме Карамазовых. Здесь автор представляет героев, рассказывает их предысторию;
- Во второй части постепенно нарастает напряжение, образы героев углубляются. Это завязка;
- Третья часть – кульминация. Здесь конфликт достигает пика;
- Четвертая часть объединяет развязку и финал. Все сюжетные линии приводятся к логичному завершению.
В произведении Достоевского традиционная особенность заключается в том, что основной конфликт происходит на уровне души. Герои романа противостоят не столько друг другу, сколько своим порокам, сомнениям и недостаткам.
Действия происходят на протяжении двух недель, однако в этот небольшой отрезок времени вмещается множество споров, историй, конфликтов и идейный столкновений.
Действие произведения заключено между двумя судебными разбирательствами: процессом старца Зосимы и судом над Дмитрием. Эта последовательность символична. Писатель показывает, что нравственное падение, отступление героев от морали и пренебрежение духовными ценностями приводят к преступлению.
Писатель стремится глубоко проникнуть во внутренний мир героев, обнажить их душу и понять мотивы их поступков, сомнений, заблуждений, нравственных терзаний. Достоевский этого добивается благодаря широкому использованию выразительных средств - от исповедей до идейных споров.
Главная задача романа
Конфликты интересов, резкие повороты сюжета, водоворот страстей держат читателя в напряжении до самого конца произведения. Однако главной задачей писателя является не интрига. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский изображает обобщенную формулу «русской души», ее стремления «забвения всякой мерки во всем», ее одновременно созидательную и разрушительную силу.
Осознанное отрицание веры и при этом необходимость в ней как в якоре, двойственность, смесь самопожертвования и эгоизма, блуждание в плену ложных ценностей – именно таким писателю представляется русский человек.
Социально-нравственная деградация, характерная для Ивана, Дмитрия, Федора Павловича и Смердякова, получила название «карамазовщина». По мнению Достоевского, осуждение «карамазовщины», исцеление от этого явления и является путем к нравственному возрождению русского общества. В царстве «карамазовщины», в мире жестокости, вседозволенности, эгоизма преступление неизбежно. И в этом преступлении виновны все, в том числе и истово верующий Дмитрий, которому его вера не мешает избивать отца, угрожать ему расправой. Дмитрий не совершил это страшное преступление, но в своем сознании его допустил. Он замышлял зло против родного человека, и не может этого себе простить. Он принимает несправедливый приговор, надеясь через страдание и раскаяние очистить душу.
Алексей, самый младший из братьев – это новый тип религиозного правдоискателя. Достоевский в самом начале романа подчеркивает исключительность и значение этого образа. Если раньше положительные герои противопоставляли себя негативной среде и боролись с ней, то Алексей напротив, идет к людям, напутствуемый старцем Зосимой. Он стремится каждого понять и простить: и развратного отца, и богоборца Ивана, и вспыльчивого Дмитрия.
Будущее Алексей видит в духовном совершенствовании личности. Но и Алексей косвенно виновен в смерти отца. Он знал о намерениях Дмитрия и настроениях Ивана, но ничего не сделал, чтобы предотвратить беду.
Писатель в образах братьев изображает три главные тенденции развития русского общества. При этом символично то, что они имеют общий корень – отмирающее барство, которое символизирует образ отца. Каждый в романе получает расплату. Федор Павлович убит, Иван сходит с ума, Дмитрий отправляется на каторгу, а Алексею с этим всем жить.