Библейские мотивы в литературе Древней Руси
Библейские мотивы стали основой творчества многих писателей и художников. В их творениях освещались такие сюжеты из Священного Писания, как:
- Сотворение мира;
- Изгнание Адама и Евы из рая;
- Предание о Каине и Авеле;
- Сказание о Вавилонской башне;
- Миф о всемирном потопе;
- Притча о блудном сыне;
- Распятие Иисуса и т.д.
Литература Древней Руси устанавливала связи между библейскими и современными «чудесами». А ссылка на Библию отрицала все подозрения в нереальности описываемых чудес. Например, в «Житие Александра Невского» рассказывалось о том, как «появился Ангел Господень» и перебил ассирийских воинов. Александра красотою сравнивают с Иосифом, мудростью – с Соломоном, а силой – с Самсоном.
Предания Ветхого завета легли в основу огромного количества апокрифов, которые по тем или иным причинам не вошли в канон. Например, к таким произведениям относится «Сказание, как сотворил бог Адама».
Особенно чтились апокрифы, которые превозносили чувства милосердия и справедливости. Например, в апокрифе «Хождения Богородицы по мукам» дева Мария представлена как матерь всех живущих на земле. Он переживает за муки людей и стремится спасти их от гнева Божьего. Особую популярность среди христиан заслужили биографии подвижников христианства, жития святых, в которых содержатся не только христианские нравоучения, но и разнообразный исторический и бытовой материал.
Все произведения, созданные в 11-16 вв., соответствовали церковно-религиозному мировоззрению.
В «Поучении» Владимира Мономаха христианская мораль достигает новых высот. Киевский князь своим поучением стремился указать жизненный путь всем христианам.
В историческом прогрессе особое значение имеет литература, способная повлиять на ум, достучаться к сердцу человека. Иван Вишенский, афонский монах, слал из чужбины послания, в которых призывал украинцев иметь веру и надежду в живого Бога. Он в своих произведениях ссылается на Библию, использует выписки из Святого Письма и обращается к библейским персонажам.
Деятельность Ивана Вишенского пришлась на время исторических сдвигов, на период, когда в Украине разворачивались религиозные споры, а Библия в них выступала в качестве главного критерия истины.
В конце 15 века была создана «Повесть о Тимофее Владимирском». Она по своему типу относится к древнерусским повестям о великих грешниках, которые были прощены после раскаяния. Тимофей служил священников во Владимире. На первой неделе Великого поста Тимофей тяжело согрешил. Вместо покаяния он сбежал к иноверцам, вместе с которыми в течение тридцати лет совершал набеги на Русь. Но в конце концов он искренне раскаялся и был прощен великим князем и митрополитом, поступившими, как настоящие христиане.
Главной мыслью многих житий является концепция не отвечать злом на зло. В них святой терпеливо сносит незаслуженные оскорбления.
В 16 веке создавались рукописные сборники поучений. В них живым народным языком передавались библейские сказы.
Евангельские мотивы в русской литературе 19 века
Христианские мотивы в русской литературе прослеживаются яснее, чем в других литературах. Библейские мотивы выделяются в творчестве многих русских писателей: Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, И.А. Бунина, Б. Пастернака и т.д. В их произведениях встречаются прямые и косвенные цитаты из Священного Писания, реминисценции, аллюзии. Даже этические принципы советской литературы проистекают из христианства и представляют собой модернизированные христианские заповеди. В этом смысле и современная русская литература является преемницей классической русской литературы. Библейские мотивы легли в основу повестей, рассказов, романов: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Иуда Искариот» Л. Андреева, «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и т.д.
Русское книжное слово появилось как христианское. Это были литургии, жития, слова святителей и Отцов Церкви. Литературная книжность, письменность в первую очередь научила говорить о Боге.
Русская литература, от древней и до современной, связана с христианством и ориентирована на высшие ценности.
Евангельскими мотивами проникнута вся русская литература 19 века. У Ф.М. Достоевского религиозные темы впервые получают разностороннее осмысление. Писатель значительно расширил границы литературно-эстетического дискурса. Он изменил представление читателей о роли писателя в обществе, представив его как философа, религиозного мыслителя, «совести нации». В творчестве Ф.М. Достоевского можно выделить следующие главные евангельские идеи:
- «мир спасется красотой»;
- «человек есть тайна»;
- «некрасивость убьет»;
- «низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет».
В 1850-е годы в русскую литературу вошел Л.Н. Толстой, которого сразу же заметила критика. А Н.Г. Чернышевский выделил особенности мировоззрения и стиля писателя: чистота морального чувства и интерес к «диалектике души».
Толстой пришел в литературу со своим героем. Совесть, жизнелюбие, естественность – эти черты были особенно дороги писателю в герое. Для Л.Н. Толстого идеалом человека является не человек дела, не человек идеи, а тот, кто способен изменить себя.
М.Е. Салтыков-Щедрин разрабатывал свою систему нравственной философии, которая уходит корнями в христианство. Обнаружить многомерность его творчества позволяют библейские образы и мотивы, заимствованные им из Ветхого и Нового Завета. Писатель развивает умение в сиюминутном, внешнем видеть притчевое, вечное содержание. Это находит отражение в зрелом творчестве писателя, в «Сказках для детей изрядного возраста».
Н.С. Лесков, подобно Толстому и Достоевскому, в христианстве ценил в первую очередь практическую нравственность и устремленность к деятельному добру. М. Горький называл галерею образов Лескова «иконостасом праведников и святых».