«Арзамас» - это закрытое дружеское общество, литературный кружок, который объединял сторонников нового направления в литературе.
Литературные издания начала XIX века
Сложившаяся в России в первой четверти 19 века общественно-политическая ситуация способствовала заметному оживлению разных сторон литературной жизни. Русская литература, впитывая в себя новые понятия и идеи, приобретает тесные связи с актуальными вопросами времени и политическими событиями, с внутренними переменами, происходящими в эти годы в русском обществе и во всей стране. Характерная особенность этой новой исторической эпохи – повышенный интерес к общественной и политической жизни. Вопросы государственного устройства, проблема крепостного права тогда волновали умы современником и горячо обсуждались в общественно-литературных организациях.
Важную общественную роль в начале 19 века сыграли периодические издания, в частности:
- «Северный вестник»,
- «Журнал Российской словесности»,
- «Северный Меркурий»,
- «Цветник» и др.
Многие журналы первой четверти 19 века, отражая внутренние перемены в культурной и общественно-политической жизни России, оказываются проводникам передовых политических устремлений и общественных идей. Журналы этого периода, несмотря на определенную эклектичность, с больше определенностью выражают мнения и взгляды разных социальных слоев общества и вступают в сложную идейно-эстетическую борьбу.
С широкой программой национально-культурного преобразования России в самом начале 19 века выступил «Вестник Европы». Журнал создавался как периодическое издание нового типа, которое сочетает серьезность публикуемого материала и его разнообразие с доступностью и живостью изложения. На страницах журнала освещались:
- Современные русские и зарубежные политические новости;
- Печатались наиболее интересные произведения русской словесности;
- Анализировались произведения литературы.
Основная задача «Вестника Европы» - приобщение русского общества к европейской культуре. Журнал, по мысли Н.М. Карамзина, должен был способствовать сближению России с Европой, держать российского читателя в курсе международных политических событий, воспитывать национальное самосознание.
Журнал «Русский вестник» стал выразителем тенденций, противоположных европеизму карамзинского журнала. Журнал С.Н. Глинки защищал патриархальные устои и боролся с французоманией русского дворянства.
На волне патриотического подъема в 1812 году появился журнал «Сын Отечества». Издание на первых порах наполнялось известиями о ходе боевых действий. А после окончания войны «Сын Отечества» стал журналом обычного для того времени литературного типа. Вместе с другими печатными органами (декабристскими альманахами «Мнемозина», «Полярная звезда», а также «Соревнователем просвещения и благотворения») журнал способствовал консолидации передовых общественно-литературных сил, защищал и отстаивал принципы формирующегося декабристского романтизма.
При определенной пестроте содержания и часто недостаточной четкости исходных позиций альманахи и журналы 1800-1825 годов концентрировали вокруг себя литературно-общественные группировки.
Печатные издания, становясь ареной идейной борьбы, превращаются в центры кружков, литературных объединений, обществ, действующих в эти годы.
Литературное общество «Арзамас»
Местом литературных схваток становится и русская сцена. С ней связана история становления наиболее значительного литературного общества этого периода – «Арзамаса». Это литературное общество в своей деятельности дало образцы новой организационной структуры, а также разнообразных видов литературной полемики, таких, как:
- Эпиграмма;
- Памфлет;
- Шуточная кантата и т.д.
Поводом к созданию литературного общества «Арзамас» стала премьера комедии «Урок кокеткам, или Липецке воды» активного «беседчика» А.А. Шаховского, которая состоялась в Малом театре в 1815 году. Шаховский, известный своими выпадами против Н.М. Карамзина и его сторонников, высмеял на этот раз Жуковского, который приобрел в литературно-читательских кругах широкую известность.
Арзамасское общество, основанное с литературно-полемическими целями, в своей структуре пародировало организационные формы «Беседы» и литературной и служебно-сословной иерархии, царившей в ней. «Арзамас», в противовес «Беседе», был замкнутым дружеским, партикулярным обществом.
Шутливые арзамасские протоколы и послания, речи арзамасцев стали стимулом к расцвету юмористических жанров.
«Арзамас», несмотря на всю внешнюю «несерьезность», не был исключительно развлекательным обществом. Его члены вели решительную и смелую борьбу с общественным и литературным консерватизмом, с рутиной, с устаревшими эстетическими принципами – со всем, что мешало развитию новой литературы. На заседаниях «Арзамаса» звучали произведения Жуковского, Пушкина, Вяземского, Батюшкова и др. По определению П.А. Вяземского, «Арзамас» был школой взаимного литературного обучения, школой литературного товарищества.
Общество «Арзамас» стало центром передовой литературы, который притягивал к себе прогрессивно мыслящих молодых людей.
В деятельности общества отражение нашли внутренние перемены и в общественно-литературной обстановке, и в самой русской жизни. Арзамасцы горячо осуждали все, что препятствовало общественному прогрессу. Они спорили не только о литературе, но и о будущем России и ее историческом прошлом.
Важнейшей задачей арзамасцев была борьба за сплочение литературных сил. Союзниками членов общества «Арзамас» здесь оказывались не только единомышленники, но и писатели другой литературно-эстетической ориентации, как, например, Державин и Крылов, состоявшие в обществе «Беседы любителей русского слова».
В 1817 году в «Арзамас» вступили Н.И. Тургенев, И.Ф. Орлов, Н.М. Муравьев, являвшиеся членами тайных декабристских организаций. Они попытались реформировать арзамасское общество, настаивая на создании своего печатного органа и принятии устава и законов. Декабристы, не удовлетворенные направлением деятельности общества, пытались обратить арзамасцев к актуальным проблемам эпохи и сделать «Арзамас» трибуной политической борьбы. Но общество, созданное для решения других идейно-творческих задач, не соответствовало требованиям радикально настроенных членов общества. это привело к расколу, а затем к распаду общества.