Биография Антона Семеновича Макаренко
Антон Макаренко входит в четверку специалистов, которые определили способ педагогического мышления в 20 веке. Антон Семенович практически всю свою жизнь посвятил воспитанию сложных подростков, в перевоспитании трудных детей Макаренко видел свое призвание. Ученики педагога сумели достичь заметных успехов, однако заслуги Макаренко были признаны уже после его смерти.
Антон Семенович Макаренко родился 1 апреля 1888 года в городе Белополье. Отец Антона Семеновича работал на железнодорожной станции. Мальчик рос очень болезненным, он не принимал участие в мальчишеских забавах, проводил время с книгами. Отец Макаренко очень любил читать, в доме была достаточно большая библиотека. Любовь к чтению он привил и своим детям.
Антон Семенович был замкнутым, а из-за близорукости был вынужден носить очки. Из-за этого среди ровесников он был непопулярен, над ним часто издевались. В 1895 году Антона Семеновича отдали в начальную школу. Учеба будущему педагогу и писателю давалась легко.
Когда Макаренко было тринадцать лет, его семья переехала в Крюков. Здесь Антон Семенович поступил в Кременчугское четырехклассное городское училище, которое окончил с отличием.
В 1904 году А. С. Макаренко решил поступить на педагогические курсы в качестве слушателя. После окончания этих курсов он получил право преподавания в начальной школе.
Литературная и педагогическая деятельность
Преподавать Макаренко начал в Крюкове. Практически сразу Антон Семенович решает, что имеющихся у него знаний для работы недостаточно, и в 1914 году он поступает в Полтавский учительский институт. Здесь одновременно с учебой он много времени посвящает литературной деятельности.
Свой первый рассказ «Глупый день» Антон Семенович отправил Горькому, который в ответ пишет письмо, в котором произведение подвергается жестокой критике. После этого провала Макаренко на протяжении тринадцати лет не предпринимал попыток написать книгу. Однако отношения с Горьким Макаренко поддерживал в течение всей жизни.
Собственную систему воспитания Макаренко начал в трудовой колонии для несовершеннолетних, которая была расположена рядом с Полтавой. Антон Семенович внедрил методику, где трудные подростки разделялись на группы и свой быт обустраивали самостоятельно. Эта методика привлекла внимание властей. Однако Макаренко однажды ударил своего воспитанника, и в наказание Антона Семеновича лишили этой должности.
Устроиться на новое место Макаренко помог Горький, который посодействовал переходу педагога в колонию, которая располагалась недалеко от Харькова. Горький посоветовал Макаренко снова написать какое-нибудь произведение.
На новом месте работы Макаренко снова установил проверенные порядки. Под руководством педагога подростки изготавливали фотоаппараты «ФЭД». В это же время Макаренко написал три литературных произведения:
- «Марш 30 года»
- «Педагогическая поэма»
- «ФД-1».
За действиями Макаренко тщательно следили представители власти, которые снова прекратили его преподавательские эксперименты. Антона Семеновича перевели в Киев, где он стал помощником начальника отдела трудовых колоний.
Макаренко, поняв, что ему не позволят вернуться к любимому делу, решил полностью посвятить себя литературной деятельности. «Педагогическая поэма» имела большой успех, и обеспечила ему место в Союзе советских писателей. Однако год спустя на имя Антона Семеновича кто-то написал анонимное донесение, в котором обвинял педагога в критике Сталина. Макаренко был предупрежден бывшими сослуживцами, и успел переехать в Москву.
Здесь Макаренко продолжает свою литературную деятельность. В соавторстве со своей супругой он закончил работу над «Книгой для родителей», где выражает свой взгляд на воспитание детей. В этой книге Макаренко подчеркивает, что ребенку необходим коллектив, который поможет ему приспособиться в обществе. Кроме этого, необходима возможность свободной реализации. Еще одним условием успешного развития Макаренко считает трудовую деятельность. Произведение позже было экранизировано. После смерти педагога вышло несколько фильмов по его книгам:
- «Флаги на башнях»
- «Педагогическая поэма»
- «Большие и маленькие».
Максим Горький имел большое значение в жизни Антона Семеновича. Для Горького забота о беспризорных детях была важнейшим делом в течении многих лет. Писатель помогал подготовить к книгу о Болшевской трудовой коммуне. На основе этой книги был снят фильм «Путевка в жизнь». Здесь, так же, как и у Макаренко, правонарушители перевоспитываются трудом. Макаренко в этом смысле для Горького был примером передового опыта в воспитании. Писатель настаивал на издании записок педагога об опыте воспитания трудных подростков. Кроме того, Горький помогал размещать в литературном альманахе отдельные главы «Педагогической поэмы».
Для самого Макаренко большое значение имела поддержка его методики воспитания со стороны руководителя НКВД В. А. Балицкого. Но методика Макаренко при жизни педагога постоянно подвергалась жесткой критике.
Достижениям педагога часто просто не верили. Например, о его книге «Флаги на башнях» говорили, что это «мальчики в сладком сиропе», «сказка».
Подходы Макаренко к воспитанию не воспринимались, считались чуждыми, чиновники говорили, что «система Макаренко – это система не советская».
Кроме этого, педагога обвиняли в рукоприкладстве. И именно основываясь на подобных донесениях, Н. К. Крупская выступила в 1928 году с жесткой критикой педагогических методов Макаренко. Это выступление было опубликовано в «Комсомольской правде» и имело ряд негативных последствий для самого Макаренко, а также для его последователей и воспитанников.
Произведения Антона Семеновича были напечатаны в литературном издательстве, а не в педагогическом. Об отношении официальной педагогики к Макаренко свидетельствует то, что на похоронах педагога не присутствовали высокие педагогические чиновники.