Литературно-творческие умения – это способность передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного образа.
Учебный курс «Литературное чтение»
В соответствии с Концепцией государственного стандарта образования в структуре начального образования особое место занимает учебный курс «Литературное чтение». Он является одним из основных предметов в системе подготовки учеников начальных классов. Литературное чтение наряду с русским языком формирует функциональную грамотность школьника, способствует его воспитанию и общему развитию. Успешность изучения данного курса обеспечивает результативность изучения других предметов начальной школы.
Целями изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе являются:
- овладение школьником навыком правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения, являющегося базовым в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование читательского кругозора;
- умение работать с различными видами информации;
- воспитание интереса к чтению;
- развитие познавательных, художественно-творческих способностей и эмоциональной отзывчивости;
- обогащение нравственного опыта ребенка;
- развитие нравственных чувств;
- развитие уважения к культуре народов России.
Формирование читательской компетентности, осознание себя как читателя, развитие способностей к творческой деятельности – приоритетная цель изучения курса «Литературное чтение».
Так как курс «Литературное чтение» для начальной школы – это первая ступень непрерывного курса литературы, то на данном этапе наряду с формированием навыка осмысленного чтения вслух, происходит и подготовка к изучению литературы на доступном для детей 6-10 лет уровне.
Выполнение задачи по овладению речевой, коммуникативной и письменной культурой связано с развитием навыков работы с различными видами текстов, умения ориентироваться в книге и использовать ее для расширения знаний о мире. Младшие школьники в ходе обучения принимают участие в диалоге, составляют монологические высказывания, основанные на прочитанных произведениях и личном опыте, самостоятельно пользуются справочным материалом.
Воспитание эстетического отношения к отраженной в художественной литературе действительности способствует пониманию произведения литературы как особого вида искусства. Ребенок учится определять его художественную ценность, анализировать средства выразительности (на доступном для него уровне). У школьника формируется умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства.
Учитывая особенности, нравственную сущность художественной литературы, ее влияние на становление личности ребенка, особое значение приобретает решение задачи по формированию нравственного сознания и эстетического вкуса школьника. Он в процессе работы с произведением осваивает нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, младший школьник учится анализировать положительные и отрицательные действия героев произведения. понимание значения эмоциональной окрашенности произведения способствует эмоциональному воспитанию ребенка.
Разделы курса «Литературное чтение»
Одним из разделов курса «Литературное чтение» является «Круг детского чтения». В нем реализуются принципы отбора произведений, обеспечивающих формирование устойчивого интереса школьника к самостоятельному чтению. В предполагаемом содержании должны быть представлены малые и большие фольклорные формы, произведения разных жанров как отечественных, так и зарубежных писателей, а также современных авторов.
В разделе «Творческая деятельность учащихся», являющемся ключевым элементом начального этапа литературного образования, опыт творческой деятельности воплощается в системе речевой и читательской деятельности. Это обеспечивает перенос знаний, полученных детьми, в продуктивную творческую деятельность: чтение по ролям, драматизация, инсценировки, постановка «живых картин». Особо внимание здесь уделяется созданию разных форм интерпретации текста: разные формы пересказа, устное словесное рисование, текст по аналогии.
Текст по аналогии – это создание учеником собственного текста на основе прочитанного художественного произведения.
«Внеурочная деятельность по литературному чтению» - вспомогательный элемент содержания курса литературного образования. Внеурочная деятельность по данному предмету основывается на создании различных проектов по темам литературных произведений и организацией кружковой работы, которая обеспечивает расширение круга чтения детей и развитие их литературно-творческих умений.
Литературно-творческие умения – это умения отбирать и использовать для реализации замысла языковые средства, аналогичные изученным в рамках предметного содержания.
Особенности УМК «Школа России»
УМК «Школа России» ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. При организации работы УМК особое внимание уделяется проблемно-поисковому подходу, который предусматривает создание проблемных ситуаций и поиск аргументов, формулирование выводов и сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе у учеников возникает естественная мотивация к обучению, развивается способность понимать смысл задачи, планировать работу, контролировать ее и оценивать результат.
Данный УМК знакомит с образцами служения Родине, стремится показать причастность каждого к жизни России.
Учебники и программы УМК построены так, что школьник с первых лет обучения постепенно открывает свою планету, получает представления о ее природе, народах и странах, о связях, объединяющих людей, о проблемах человечества.
Главной целью УМК «Школа России» является развитие у ребенка бережного отношения к природе, воспитание любви и уважения к природе во всем ее многообразии. Один из основных элементов модели «Школа России» - экологическая этика.