Рассказ – это художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
История, время создания произведения
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель, драматург. Он является общепризнанным классиком мировой литературы и одним из самых известных мировых драматургов.
Рассказ «На страстной неделе» был впервые опубликован в 1887 году в «Петербургской газете»
Произведение написано в жанре рассказа.
Повествование в рассказе ведется от имени главного героя – мальчика, который пришел в церковь для того, чтобы совершить обряд причастия.
Тема, мотив, смысл произведения
Основной темой рассказа является тема исповеди. Главным мотивом рассказа «На страстной неделе» является христианский мотив. Этот мотив встречается в целом ряде произведений Чехова, написанных начиная с 1886 года:
- «Мечты»
- «Мороз»
- «Казак»
- «Студент»
- «Спать хочется»
- «Архиерей»
- «Крыжовник»
- «Рассказ старшего садовника» и т.д.
Рассказ «На страстной неделе» можно поставить в один ряд с произведением «воцерквленной» литературы И. С. Шмелева «Лето Господне».
В рассказе Чехова речь идет об осмыслении церковной жизни как светлого, благодатного приобщения к правде и высшей красоте. В рассказе автор представляет читателю чистый мир детства. Повествователь – маленький мальчик Федя, описывает свое причастие в храме. Исповедь и приобщение к Святым Тайнам меняет жизнь героя, преображают ее: «Как теперь легко, как радостно на душе! Грехов уже нет, я свят, я имею право идти в рай!». В этой атмосфере внутреннего веселья и всеобщего праздника для мальчика становится возможным совершить самый большой подвиг - простить своего врага Митьку.
Это произведение Чехова православно именно по своему духу.
Затрагивается в рассказе и тема детства. Детство – веселая, беззаботная пора. Это главный период в жизни каждого человека, период, когда происходит формирование будущей личности, когда закладывается мировоззрение человека, его моральные и нравственные качества. Важное значение в процессе воспитания личности имеет семья. Именно в семье ребенок получает основы воспитания, учится взаимодействовать с окружающим миром. В рассказе «На страстной неделе» читатель видит, что в семье главного героя – маленького мальчика, чтут и уважают традиции.
Сюжет произведения
Рассказ начинается с того, что мать отправляет сына в церковь. Время действия в рассказе – весна. Мальчик, выслушав наказ матери «не шали, а то Бог накажет», отправляется в церковь. По дороге он встречает двух озорных мальчиков, которые повисли на пролетке извозчика. Он хочет присоединиться к ним, но вспоминает про исповедь, а эти озорные мальчишки кажутся ему величайшими грешниками.
Дальше автор описывает чувства главного героя, когда он оказывается в церкви. Оказавшись в сумерках, он чувствует себя ничтожным и греховным. Ему кажется, что все вокруг указывает на греховность человека. мальчик при виде изображений Иисуса и Богородицы чувствует себя ужасным, чужим, незаметным, чужим. Он вспоминает все свои грехи: грубости, шалости и ябедничество. Мальчик ощущает себя «отвратительным, бесчестным мальчишкой», способным только на шалости.
Со страхом и с трепетом ждет он своей очереди на исповедь. Вдруг он замечает, что перед ним в очереди стоит его враг – забияка Митька. Главный герой не хочет, чтобы Митька прошел впереди него, и делает движение вперед, за что получает от Митьки свечой по голове. Начавшуюся драку быстро разнимают, и «враг» Митька робко подходит к аналою. От осознания того, что после Митьки за ширму нужно будет идти, вызывает у героя благоговение и страх, что даже начинает кружиться голова.
Дальше автор рассказывает о чувствах мальчика во время исповеди. Священник задает вопросы, мальчик отвечает на них. И вот исповедь закончилась, священник отпустил его грехи.
Мальчик выходит из церкви. Автор описывает его чувства после обряда причащения. Церковь уже не кажется ему такой грозной и мрачной. Он чувствует себя чистым, его наполняет чувство легкости, радости, веселья. Домой он идет уже с совсем другими чувствами. И поему-то очень хочется спать. Он ложится с мыслями: «Боже, очисти меня, грешного, Ангел Хранитель, защити меня от нечистого духа».
Наутро герой рассказа просыпается с ясной и чистой душой, «как хороший весенний день». В церковь он уже идет весело и смело, чувствуя, что он теперь причастник. Увидев в церкви своего врага Митьку, мальчик понимает, что ему не хочется бросаться на него с кулаками. Сегодня он прощает всех, даже забияку Митьку.
Образная система рассказа
Главным героем рассказа является маленький мальчик, который отправляется на исповедь в церковь. Позже из диалога главного героя со священником мы узнаем, что зовут мальчика Федей, ему девять лет.
Также в рассказе встречаются следующие персонажи:
- Мать мальчика;
- Дама в синем, пришедшая на исповедь;
- Прокофий Игнатьич, помощник церковного старосты
- Священник
- Митька, сын вдовы поденщицы Настасьи. Митька забияка, разбойник, и главный «враг» Феди.
В этом рассказе нет положительных и отрицательных героев, все персонажи произведения вызывают у читателя симпатию. Даже мальчик Митя, которого Федя описывает, казалось бы с неприязнью, вызывает только положительные эмоции. Это произведение проникнуто светлым, радостным чувством всеобщего единения людей в светлый праздник Пасхи.
Язык произведения
Особенностью всех произведений А. П. Чехова является язык. Этот рассказ, как и все остальные, написан легким, живым языком. Повествование ведется от первого лица. Рассказ читается легко. Благодаря использованным автором средствам художественной выразительности читатель вместе с героем рассказа переживает чувства, переполняющие его. Создается ощущение, будто читатель вместе с мальчиком идет по пыльной дороге, заходит внутрь церкви, проходит обряд причастия. То есть Чехов не только сумел талантливо описать чувства маленького мальчика перед великим таинством причащения, но и смог заставить читателя пережить эти волнительные, а затем радостные мгновения вместе с главным героем.