История создания, жанр, композиция повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
История написания этого рассказа тесно переплетена с тюремным заключением самого писателя. Александр Исаевич задумался о его написании в начале 50-х. Писатель решил, что небольшого, но подробного описания одного из дней ссыльных будет достаточно. К написанию рассказа Солженицын приступил спустя почти 10 лет после лагерных мытарств.
Стоит заметить, что написал он это произведение всего за полтора месяца.
В начале 60-х Александр Солженицын написал первый вариант произведения, вычеркнув из него все свои политические убеждения. Позднее он передаст рукопись известному писателю А. Твардовскому, который тогда являлся главным редактором известного в СССР издания.
Редакция, в которой он хотел опубликовать свой рассказ, предложила Солженицыну переименовать его творение и изменить жанр. Автор не согласился и получил отказ в публикации. Он разослал произведение своим коллегам-писателям с просьбой написать свои отзывы. Так писатель надеялся повлиять на критику и цензуру.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был допущен к публикации лишь в 1962 году после обращения автора к Н. С. Хрущеву. Публикация рассказа стала «ушатом холодной воды» на головы советских граждан. Популярность Солженицына стала «костью в горле» для критиков. Они считали, что реалистичность событий в рассказе писателя является ударом разрушительной силы по господствующему тогда соцреализму.
Сюжет произведения продиктован содержанием и короткими временными рамками, в которых и происходят события рассказа. Сначала автор рассказывает читателю о подъеме заключенных. Это – экспозиция. Она позволяет читателю оказаться в лагерном бараке, в котором и происходит знакомство с главным героем Шуховым. Дальше идет развитие событий. Сначала Иван Денисович отправляется надзирателями мыть полы, после того, как те его застали лежащим после команды «подъем».
Кульминацией рассказа можно считать два главных эпизода. Первый – надзиратель ведет главного героя отбывать наказание. Второй – Цезарь Маркович прячет свою еду от надзирателя.
Развязкой в произведении можно считать отбой. Иван Денисович засыпает, с полным осознанием того, что этот день он прожил счастливо.
Тематика, проблематика, идея произведения
Чтобы лучше усвоить материал по рассказу, прежде всего, следует начать с мотивов его написания. Литература 50-х, когда закончился «сталинский режим» дала толчок в развитие мотивов репрессий и арестов в произведениях. Особенно они видны в творчестве тех писателей, которые побывали в «сталинских застенках».
В нашем случае, в произведении раскрыта тема существования политических арестантов в ссылке.
Главными героями повествования являются надзиратели и заключенные лагеря.
Смысл названия заключен в описании одного дня из жизни заключенного Шухова, в прошлом крестьянина, попавшего на фронт, а затем и в немецкий плен. Ивану Денисовичу удалось сбежать и за это его отправили в ссылку. Суровые условия жизни в плену, а затем в лагере, только закалили характер главного героя.
Идея рассказа – это донести до читателя того, как разрушаются человеческие души, жизни, и судьбы под политическим гнетом диктаторского режима. Автор высказывается с осуждением репрессий, надеется, что следующее поколение не будет совершать ошибок прошлого.
Характеристика героев произведения
Героями произведения являются:
- Иван Денисович Шухов;
- Буйновский;
- Бригадир Тюрин Андрей;
- Стенька Клевшин;
- Цезарь Маркович;
- Алешка;
- Фетюков.
Шухов Иван Денисович. Фронтовик из числа обычных крестьян, попавший по недоразумению в лагерь на десять лет. Этот светлый и добрый человек, привыкший к тяжелому крестьянскому труду, воплощает в своем образе все хорошее и чистое, что должно быть в человеке. Он не потерял своего достоинства вопреки всем испытаниям, выпавшим на его долю.
Шухов является главным героем произведения. Следующие персонажи являются второстепенными.
Буйновский - бывший морской офицер, уважающий справедливость и честность. Такой никогда не будет прятаться за чужие спины, он всегда «горой» за своих. Хотя в лагере он недавно, но уже заслужил уважение к себе со стороны других «зэков».
Бригадир Тюрин Андрей представляет в рассказе образ простого русского мужика, который душой болеет за свою бригаду. Автор наделяет его такими качествами как: нравственная свобода и независимость, справедливость и честность. Он не боится лагерного начальства и пользуется заслуженным авторитетом у своих товарищей. Он из семьи раскулаченных крестьян и в лагере уже отбывал срок.
Еще один заметный персонаж – это Стенька Клевшин. Он бывший узник Бухенвальда. Государство жестоко поступило с этим глуховатым и замкнутым человеком. Попав на фронте в плен, он подвергся жестоким пыткам немцев за организацию подрывных работ и проноса в концлагерь оружия. После немецкого плена, угодил уже на зону на родине «за измену».
Эстонцы в произведении предстают худощавыми и высокими парнями. Они очень похожи, хотя родственниками не являются и познакомились, наверное, по этническому признаку, уже в зоне. Эти рассудительные и спокойные ребята всегда готовы прийти на помощь другу, даже вопреки своим интересам.
Присутствует в рассказе и старый «сиделец» со странным прозвищем «Ю-81». Это – старый «урка». Вся его жизнь прошла в неволе, но он не потерял человеческое достоинство и не дрогнул перед суровыми лагерными законами. Он достойный человек, живущий в нечеловеческих условиях и вызывает к себе всеобщее уважение.
Алешка сидит за свои убеждения. Он часто вступает в религиозные споры с главным героем, так как является баптистом по вере. Безобидный и «чистый душой» он не отказался от своих взглядов даже в то страшное время.
Цезарь Маркович - этот человек далек от лагерных будней. Он нередко получает богатые посылки, что позволяет ему неплохо существовать. Он часто любит поболтать об искусстве, о кино и театре. Шухов часто общается с ним, так как Цезарь Маркович лишен жадности, лицемерия и других человеческих пороков.
Фетюков - писатель характеризует его, как трусоватого заключенного. «Шакал» в человеческом обличье. Это, пожалуй, единственный из вышеперечисленных персонажей, который обладает одними отрицательными качествами. Другие осужденные относятся к нему с нескрываемым презрением, если не сказать с отвращением. Ему не стыдно клянчить, вылизывать тарелки и подбирать с пола объедки, и окурки.