«Двенадцать» — это поэма Александра Блока. Это произведение – одна из вершин творчества поэта и достояние отечественной поэзии в целом.
Время создания произведения. Тема, проблема, идея поэмы
Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, всего два месяца спустя после Октябрьской революции. Произведение было создано всего за несколько дней, на окончательную доработку поэмы потребовался всего месяц.
Тематика поэмы «Двенадцать» нетипична для Блока и весьма своеобразна. А. Блок был идеалистом. После событий 1917 года в творчестве поэта наступил перелом, поэт осознал, что реальность более груба и жестока, чем его идеализированные представления о ней. Из-за такого болезненного столкновения с реальной действительностью поэт стал работать совершенно по-новому, его произведения выражали надрыв в его восприимчивом сознании.
Главной темой произведения является тема революции.
В понимании поэта переворот – это разрушительная стихия, о чем свидетельствуют образы вьюги и ветра.
Представители старого мира оказались в новом мире лишними, они мечутся и не находят покоя. «Буржуй» в поэме сравнивается с плешивым бродячим псом. Буря лишила этих людей имени, положения и крова, они разметались, словно снежные хлопья. Анархический характер идеологии двенадцати и их поступков подчеркивает неуправляемую, необузданную энергию, стихийность общественного движения революции.
Кроме темы революции Блок поднимает темы мести и невежества. Тема мести в произведении раскрыта в действиях отряда, вспоминающего старые счеты с Катькой и Ванькой. Расправа продиктована личными мотивами обиды и ревности.
Тема невежества прослеживается на уровне стилистики произведения, вобравшей в себя уличный жаргон, блатные песни и частицы фольклора.
Проблематика поэмы драматично отражает социальные катаклизмы той эпохи. В поэме рассматриваются такие проблемы, как:
- Аморализм
- Гибель старого мира
- Проблема нигилизма
- Нищета, запустение страны.
Проблема аморализма раскрывается в убийстве Катьки, в равнодушном отношении к убийству двенадцати. Герои поэмы враждебно настроены против традиционной морали и намеренно идут против нее. Убийство Катьки можно трактовать следующим образом. В первой трактовке Катька – это символ порока, который двенадцать искореняют. Во второй трактовке смерть Кати символизирует первую кровь невинной жертвы. Это мрачное пророчество грядущей кровавой войны, в которой пострадают тысячи невинных.
Символами старого мира являются буржуи, дама в каракуле, Ванька. Эти персонажи подвергаются жестокому преследованию. Бабка – это символ отжившего свое старого мира.
Поэма Блока – это глубочайшее истолкование действительности. Здесь отражены реальные события. Главная мысль поэмы состоит в том, что Блок выразил собственные взгляды на сущность культуры и цивилизации, на историю.
Жанр, сюжет, композиция произведения
А. Блок свое произведение определяет как поэму. Но в произведении присутствуют признаки и других жанров, таких как романс, декламация, песня, молитва, лозунг, частушка.
У произведения очень простое сюжетное построение. М. Волошин считал, что главное в поэме – это волны лирических настроений, которые проходят по душам основных персонажей.
Сюжет произведения – убийство Катьки. Петька убивает изменившую ему Катю и очень сильно от этого страдает. Однако в дни грандиозных перемен личные переживания героя оказываются неуместными. Петруха, поддавшись увещеваниям друзей, преодолевает эти «ненужные» чувства и идет вместе со всеми. Отряд идет «без имени святого». Вдруг впереди отряда появляется Христос. В руках Христа красный флаг, который в конце поэмы становится кровавым. Образ Христа в поэме дан как высокий нравственный идеал. Блок верит, что люди смогут найти дорогу к красоте и добру.
Поэма «Двенадцать» состоит из двенадцати глав. Каждая глава рисует отдельный фрагмент мозаики, в которой читатель угадывает черты зимнего Петрограда, изуродованного, пламенеющего от пожарищ, крови и знамен.
Система персонажей и их характеристика
В поэме не так много героев, но все они являются образами-символами.
Главным «коллективным» героем поэмы являются двенадцать – отряд красноармейцев, патрулирующих улицы. Все члены отряда – представители бедных семей, бывшие солдаты. Поэт демонстративно обезличивает их, чтобы придать символический подтекст.
Двенадцать – это не люди, а революционная стихия, сила, охватившая всю страну.
Они настолько слепы и бедны, что напрочь лишены своей индивидуальности и привыкли всегда держаться строем. Никто их не считал личностями, потому они ими и не стали. Маргинальное поведение – их клеймо, которое им поставили еще с рождения, поставили те, кто использовал их рабское положение в целях собственного обогащения. Но теперь это клеймо сыграло против тех, кто ее поставил.
Ключом к пониманию образа Иисуса Христа служит фраза: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». Иисус в свое время тоже был революционером, он тоже пошел против старого мира, и поэтому он является предводителем борцов за свободу человечества, их переход к лучшей жизни.
Петруха – это один из Двенадцати. Он потерял любовь Катьки и за это ей отомстил. Петруха – это пример переходной стадии между человеком прошлого и человеком будущего. Он еще не до конца определился, и в нем все еще присутствую пережитки прошлого. Петруха не разучился верить в Бога, он не привык еще убивать, не до конца влился в коллектив.
Ванька – переметнувшийся на сторону правительства бывший друг красноармейцев. Это образ Иуды. Он продал друзей, стал жандармом. Как Иуда, он трусливо сбежал и оставил Катьку на растерзание толпы.
Катька – бывшая подруга Петрухи. В то время, как Петька рисковал на фронте, Катька стала содержанкой богатых господ. В лихие времена Катька не побрезговала и обычным жандармом. Образ Катьки – это воплощение блудницы.
Буржуй – укутанный в воротник пальто человек, который предрекает гибель России. Буржуй – образ старого времени, рухнувшего под натиском времени нового. Он слаб, поэтому одинок и покинут. Ему остается только жаловаться на судьбу. Его образ связан с образом бродячего пса. Хозяин жизни теперь рядом со старым псом, и они оба - пережитки прошлого.
Старуха – персонаж из первой главы. Сокрушающаяся из-за траты денег на транспаранты, старуха является символом ограниченности и меркантильности старой эпохи.
Язык произведения. Значение поэмы
Ритм поэмы богат и разнообразен. Здесь и разговорный свободный стих, и фольклорный ритм частушки, и интонация мещанского романса, и революционный лозунг, и припев революционной песни, и уличный язык. В поэме много просторечных слов, а также фразеологических оборотов. Торжественная речь звучит лишь в отдельных фразах, в последних главах преобладает торжественная речь, которая полностью вытесняет шум уличных слов.
Горячие споры о поэме Блока не затихают до сих пор. Это во многом объясняется сложностью и противоречивостью произведения. Романтический пафос поэмы был созвучен настроениям народных масс, которые встали на борьбу за новую жизнь.