Пастораль – это жанр в музыке, театре, литературе, поэтизирующий мирную сельскую жизнь.
Тема любви и милосердия в повести «Пастух и пастушка»
Повесть "Пастух и пастушка" В. Астафьева была для него одной из самых «трудных и больно доставшихся вещей». Это дань памяти тем, кто не вернулся с войны. Здесь война предстает без какого-либо ореола романтики, через жестокость, грязь, сломанные судьбы и попытки выжить. Но даже в таких условиях находится место милосердию и любви.
Изображение перипетий любовных взаимоотношений Люси и Бориса становится источником многих психологических обобщений и наблюдений. Автор через возвышенно-романтическое восприятие главного героя пропускает наиболее значимые лейтмотивы, которые передают парадоксальные черты характера Люси. Автор дает нечеткую портретную характеристику героини. Он показывает ее внутренний мир, способность любить. Люся застенчива, не любит пустые разговоры и шумные компании. Это сердечная, духовно чистая, искренняя девушка. Она сумела пронести через всю жизнь свою любовь. Даже после смерти Бориса Люся продолжает быть верной ему.
Борис видит в Люсе добрую, отзывчивую девушку, способную к состраданию и сопереживанию. Она готова отдать последнее, чтобы помочь ближнему, накормить солдат. Девушка уступает свою комнату солдатам для ночлега и всю ночь не спит, высушивая их одежду. Солдаты относятся к Люсе с уважением, не позволяют себе в ее обществе употреблять вульгарные слова, боясь такими выражениями запятнать, оскорбить девушку.
Такое отношение к героине является основой воплощения философского конфликта между чистым и циничным отношением к женщине.
В произведении этот конфликт проявляется в своеобразном противоборстве Костяева и Мохнакова. Мохнаков при первой встрече с Люсей собирался поступить неблаговидно по отношению к ней. Он воспринимает девушку как «трофей», который ему принадлежит по праву освободителя. А для Бориса Люся является воплощением чистоты и тайны. Мохнаковым движет аморальность и бездуховность, а Борисом – христианские нормы. Нравственная чистота девушки, заступничество Бориса остановили Мохнакова, старшина начинает меняться, переосмысливает сове отношение к семье и дочери, перестает быть черствым. Он становится замкнутым и молчаливым, к нему приходит осознание своих ошибок и грехов.
Люся неоднократно пыталась рассказать Борису свою историю, но тот ее останавливал, прекрасно понимая, что Люся – невинная жертва, которая сумела в поругании сохранить духовную чистоту. Мать Бориса придерживалась старозаветной веры, потому милосердие является отличительной чертой Костяева.
Автор содержательно емкими штрихами прорисовывает любовные переживания героев. Это и раздвоенность Бориса, который вместе с первым любовным восторгом переживает внутреннее потрясение слабостью и виной, и «материнская» ласка Люси.
Архетипические черты образа Люси
Образ Люси имеет сложную многоуровневую структуру. В девушке отчетливо выделяются черты, которые свойственны для архетипических моделей женской личности:
- Архетип Матери;
- Архетип Женщины;
- Архетип Хозяйки;
- Архетип Возлюбленной;
- Архетип Девы.
Кроме перечисленных архетипов, а образе Люсе обозначены элементы архетипов Жрицы, Психеи, Блудницы.
Основу такой архетипической многосоставности героини лежит универсальность ее личности как в духовно-нравственном, так и в психологическом плане.
В повести Люся представлена как исключительный, одухотворенный, наделенный силой и цельностью натуры человек. И этими качествами она даже превосходит мужчин, окружающих ее. По отношению к солдатам героиня испытывает «универсальные» чувства – чувства одновременно материнские, сестринские и дочерние. К каждому она умеет найти особый подход.
Когда же девушка видит Бориса, она понимает, что полюбила. Люся впускает Бориса в свой мир, открывает ему те стороны своей личности, которые закрыты для других.
В личности героини в отношениях с Борисом на первый план выходит гендерное архетипическое начало – архетип Девы, Возлюбленной, Женщины, Вечной женственности. В этих отношениях Люсе принадлежит ведущее, доминирующее начало. В девушке таится женский инстинкт, который ей позволяет свободно выбирать возлюбленного.
Но отношение Люси к Борису многомерно, как и ее личность. В нем проявляется и ласка матери, и забота Жены, Хозяйки, и нежность Возлюбленной, и романтичность Девы.
Однако именно архетип Матери можно считать центральным в структуре образа героини повести Астафьева, несмотря на то, что Люся – молодая женщина, не имеющая собственных детей. В повести первообраз Матери представлен в обобщенном значении. Героиня проявляет материнские чувства к солдатам, которых пускает в свой дом. Дом Люси становится для солдат возможностью выйти за границы войны, ощутить себя именно в Доме, наполненном состраданием, заботой, любовью, а не просто в жилище. Героиня встречает и провожает солдат, кормит их, вселяет в них надежду и оплакивает их возможную гибель. При этом она совершает это не из чувства долга, а именно из глубинной потребности души. Люся не может поступить иначе, такова ее природа.
В структуре образа героини архетип Матери соотносится с образом Родины, ведь в народной культуре Мать и Родина – неразделимые понятия.
Родина – это земля, являющаяся матерью для всех, кто живет на ней. Родина объединяет людей в большую семью, становится основой жизни. Таким оплотом жизни в повести «Пастух и пастушка» становится дом Люси, который для солдат является олицетворением не только Дома, но и Родины.
В образе Люси присутствуют и черты богородичного аспекта архетипа Матери. Особенно автор подчеркивает черты, отраженные в народной христианской культуре. Так, Люсе характерны такие качества, как смирение, терпение, жертвенность, покорность.
Также в произведении Люся предстает в образе Заступницы, Хранительницы, Спасительницы. Еще одним смысловым центром в образе Люси является софийный архетип, так как героиня является воплощением универсальной гармонии, полноты женской личности, совершенства, олицетворением творческой силы, «умной красоты», свободы женского начала мироздания.