Фантастический реализм – это художественная тенденция, родственная магическому реализму, включающая больше ирреальных, сверхъестественных мотивов.
Биография и творчество Н. С. Катерли
Нина Семеновна Катерли – петербургский литератор, правозащитник, публицист. Родилась Нина Катерли в июне 1934 года в семье журналистов. Отец писательницы Семен Самойлович Фарфель был потомственным журналистом, его отец, репортер газеты «Речь», освещал в печати деятельность «Государственного совета» России в дореволюционный период. Мать писательницы – Елена Иосифовна Катерли, была известным писателем-прозаиком.
В 1958 году Нина Катерли окончила Технологический институт имени Ленсовета. До 1976 года она работа в НИИ химиком-технологом, затем оставила профессию и посвятила себя литературной деятельности. Перу Нины Катерли принадлежит 15 книг прозы и публицистики. Ряд ее произведений переведены на иностранные языки и были опубликованы в США, Японии, Германии, Франции, Чехии, Венгрии.
Первые рассказы Нина Катерли начала писать в начале 1970-х годов. Начинала писательница с фельетонов, которые публиковала в газете «Вечерний Ленинград». Писала она также рассказы о военном детстве, которые были опубликованы в журнале «Костер».
Нина Катерли одной из первых, наряду с А. Житинским, начала писать в жанре фантастического реализма. В 1976 году были опубликованы три фантастических рассказа Н.С. Катерли:
- «Безответная любовь»;
- «Нагорная, десять»;
- «Охо-хо».
В 1981 году в ленинградском издательстве «Советский писатель» вышел сборник ее рассказов «Окно». В том же году в американском альманахе была опубликована повесть Катерли «Треугольник Барсукова». Примерно в этот же период в самиздате распространялась еще одна повесть Н. Катерли – «Червец», в которой автор в полуфантастической форме изображала абсурдное существование советского НИИ, затрагивала запретный в то время еврейский вопрос.
Это, вкупе с зарубежными публикациями, привело к тому, что у Катерли возникли проблемы с КГБ. Писательницу даже вызывали на «беседу» с сотрудником КГБ П. Кошелевым. Эту историю Катерли описала в книге «Вторая жизнь», которая вошла в книгу воспоминаний «Чему свидетели мы были».
В 1990 году по мотивам рассказа «Чудовище» был снят одноименный мультфильм.
В 1990-е годы писательница переходит к психологической прозе. К этому жанру относятся ее повести:
- «Курзал»;
- «Жара на севере»;
- «Дневник сломанной куклы;
- «Красная шляпа» и т.д.
Но при этом Катерли не уходит от социальной сатиры и фантастического реализма. В 2000-е годы она создает серию сказок-памфлетов о «Лучшем городе», а также фантастическую повесть «Сказание о Громушкиных». Эти произведения вошли в ее книгу «Волшебная лампа», которая вышла в свет а 2009 году.
В 2014 году вышла в свет книга Н. Катерли «Земля бедованная». В этот сборник вошли произведения, написанные в 1970-1980-е годы: повести «Червец», «Треугольник Барсукова», «Костылев» и несколько рассказов.
Кроме писательской составляющей, важное место в жизни Катерли занимает правозащитная и антифашистская деятельности. Нине Семеновне принадлежат десятки статей, посвященных опасности фашистской угрозы и борьбе за права человека. В 1988 году была напечатана статья «Дорога к памятникам», посвященная книге «борца с сионизмом» А. Романенко. Эта книга привела к судебному процессу, который длился два года: герой произведения обвинил писательницу в клевете. В итоге А. Романенко суд проиграл и был вынужден от иска отказаться. Ход этого процесса Нина Катерли впоследствии описала в книге «Иск».
Анализ рассказа «Чудовище»
В литературу Н. Катерли вошла на рубеже 1970-х годов. По воспоминаниям К. Азадовского, Катерли всегда поражала читателей разнообразием точек зрения. Она вводит в свое повествование вымысел, невозможное, невероятное. При помощи самых разных жанров Катерли рассказывает о действительности, о человеке, которая эта действительность создала. Проза Катерли – это учебник человечности. Главная сила ее творчества в том, что рождается из знания и опыта конкретных людей. В творчестве Катерли два основных пласта: реализм и фантастический реализм. Они смыкаются и пересекаются. Из абсолютной реальности вырастает то, чего не может быть, и оно выписано с той же достоверностью, что и остальная жизнь.
Рассказ «Чудовище» - это история жизни одного Чудовища, обитающего в коммунальной квартире. Внешность Чудовища описывается так: «Чудовище как чудовище – не чудовищнее других». Чудовище было косматое, с одним багровым глазом, расположенным посередине лба, и с длинным чешуйчатым хвостом. Чудовище жило в пустой комнате, из мебели у него – только табуретка. Чудовище варило себе на обед кости на общей кухне.
Соседями по коммунальной квартире у него были тетя Геля, рассказчица и Анна Львовна.
Анна Львовна не любила Чудовище, постоянно над ним издевалась, а тетя Геля была к нему добра, постоянно за него заступалась. Девушка, от лица которой ведется повествование, тоже хорошо относится к Чудовищу, хоть в детстве и боялась его. Она вспоминает, что Чудовище постоянно ее изводило, так как она его «раздражала» тем, что носится по комнате, шумит и заглядывает в его комнату. За это Чудовище «награждало» героиню ангинами, которые были «не очень тяжелые, но такие, что и не посмеешься – голоса нет, и не побегаешь – укладывают в постель».
О рассказчице известно то, что родители уже умерли, семьи нет, а тетя Геля, соседка, «опекает» ее. Чудовище перестало «изводить» рассказчицу, если только она поздно возвращалась, оно выражало свое недовольство.
Соседи пытались Чудовище выселить из квартиры, писали заявления, но им в этом отказали, так как свободных отдельных квартир очень мало, а нуждающихся в них – много. Так и жили в коммунальной квартире бок о бок с Чудовищем.
В рассказе повествуется о том, что Чудовище стало стареть. У него уже нет сил, чтобы колдовать, постоянно обо всем забывает, «чешуя сыпется». Тетя Геля жалеет Чудовище, поддерживает и подбадривает его, притворяется, что боится его колдовства и тайком подкидывает продукты, так как Чудовище забывает их покупать. Однажды Анна Львовна рассказывает Чудовищу, что его никто не боится, что он уже старый и его давно списали. Чудовище расстраивается, злится, пытается превратить Анну Львовну в крысу, но у него ничего не получается. Тогда тетя Геля и рассказчица начинают вместе с ним кричать «Крыса», и колдовство срабатывает.
В этом рассказе Нина Катерли поднимает ряд проблем:
- Жилищный вопрос;
- Взаимоотношения между соседями в коммунальной квартире;
- Проблема отсутствия личного пространства в «коммуналке»;
- Уважение к возрасту;
- Человечность, способность относится с заботой и состраданием к тому, кто в этом нуждается;
- Одиночество.