Особенности творчества
А. Иванов – один из наиболее известных российских писателей современности. Его произведения являются яркими образцами современной художественной прозы, основанной на традициях классического русского романа. Иначе говоря, ему удалось совместить традиции русской классики с приемами массовой культуры. В своих романах писатель стремится отобразить Урал как природно-географическую и культурно-историческую территорию, которая сыграла особую роль в историческом развитии и усилении современной России.
В качестве главной особенности его произведений можно назвать то, что все они представляют собой синтез истории, географии и литературы, характеризуются топографичностью. Огромное место во всех своих романах Иванов уделяет пейзажным описаниям.
Довольно часто автор прибегает к образу неба, которые становится для него символом безграничности, бескрайности мира. Писатель отмечает малейшие изменения неба, его цветов и оттенков. В процессе пейзажных описаний используются многочисленные эпитеты, зачастую гиперболизированные, например, солнце – оно не просто красное, оно – настоящий космический взрыв.
При создании своих пейзажных описаний Иванов тяготеет к внеземному ощущению, мистицизму:
«Закат стекает к горизонту, и над еловой пилой гаснет последняя багровая полоса. Четыре зубца Семичеловечьей еще освещены, а остальное заволакивают сумерки. По затопленному лесу на другом берегу пробираются гривы тумана».
Подобные описания приводят к повышению транспаретности, нивелированию границ меду миром реального и миром фантастического, вымышленного. Описания звездного ночного неба, как правило, способствуют отражения внутреннего состояния персонажей, становятся фоном для осознания сущности собственного бытия.
Природа может быть изображена в динамике или статистике, быть величественной и мрачной:
«Лес - словно дворец без свечей, с высокими сводами, с отшлифованным до блеска паркетом».
Но вне зависимости от характера изображения, природа неизменно отображает состояние героев, становится пространством, в котором протекают события произведений, становится активным действующим лицом.
Сам автор подчеркивает:
«Когда я бывал в тех местах, на севере Пермской области, где разворачивается действие романа, у меня рождалось ощущение мистики: она разлита в этой природе, в этих горах, пнях, вековых лесах».
Географ глобус пропил
Данный роман на сегодняшний день является наиболее известным произведением Иванова. Относится к жанру воспитательных романов. В центре внимания автора – Пермский край, география и географ, педагоги и школьники, туристы и особенности края. Иванов поднимает наиболее актуальные проблемы современности, отражает безрадостную жизнь простых людей.
Большую часть произведения занимает описание речного похода, сам роман органично синтезирует в себе характеристики:
- воспитательного романа, направленного на репрезентацию героя в динамике;
- романа-странствия, который не отражает развития, становления личности;
- романа-испытания, исходящего из представлений об идеальности героя.
В результате синтеза сущностных характеристик указанных романов формируется уникальность произведения, представление всех героев одновременно и в статистике, и в динамике.
Главный герой книги – учитель географии, который оказался в профессии случайно, по сути, «лишний человек» современности, герой-юродивый, прототипы которого встречаются в классической русской литературе.
Характер Служкина отличается противоречивостью, ему удается объединять в себе, казалось бы, несовместимые качества. Он далеко не идеален, он изменяет жене с бывшими школьными подругами, у него «идиотские» шутки, его поступки иррациональны, импульсивны, порывисты. Будучи по специальности биологом, он зачем-то устраивается в школу преподавать географию, причем и в должности педагога ведет себя, мягко говоря, не-педагогически: курит в классе, орет на школьников, позволяет ученикам вести себя с ним по-панибратски:
«…вступает в перепалки, сидит на столе, отклоняется от темы урока, довольно скабрезно шутит, читает стихи собственного сочинения».
Но именно с ним у учеников сложились доверительные, человеческие отношения, которые постепенно превратились в особую форму учительства, при которой педагог не наставляет детей, но ведет их через опыт суровых испытаний, иногда ценой собственной репутации, уча на собственных ошибках, в том числе и постыдных.
В целом жизнь Служкина – жизнь «маленького человека», который не гонится за богатством и славой, довольствуется своим заурядным и бедным существованием, находя отраду в воспоминаниях, дружеских посиделках, мечтах, в собственном благодушии и любви к окружающим.
Сердце Пармы
Этот роман может быть охарактеризован как историко-географический. События в нем относятся к XV ст. Произведение призывает к осознанию единства всех народов, населяющих Россию. Основными героями являются представители разных народов Перми, которые помогают и поддерживают друг друга:
- русско-вогульский князь Михаил;
- русский Калина;
- татарин Инсур;
- коми-пермяк Полюд;
- коми-зырянин Зырян.
Каждый из этих персонажей мастерски выписан автором, каждый заслуживает уважения и восхищения. В данном романе явно отображаются особенности авторского мировосприятия национальной картины мира, репрезентируются национально-культурные стереотипы. Отражение региональной специфики достигается посредством множественного использования этнонимов, которые применяются для реализации следующих функций:
- Характеристика объектов;
- Характеристика персонажей;
- Характеристика среды обитания.
Таким образом, произведения Иванова представляют собой яркие образцы современной русской прозы. Их отличает особый авторский стиль, тяготеющий к символизму, мистицизму, высокой образности и экспрессивности. Важная роль в процессе создания отводится пейзажным описаниям, национально и регионально маркированной лексике, этнонимам.