Биография писателя
Известный русский писатель и общественный деятель Альберт Анатольевич Лиханов родился в 1935 году в г. Кирове. Его отец был слесарем, а мать медицинским работником. Детство писателя прошло в Кирове. После окончания школы он переезжает в Свердловск. Там он поступил в Уральский государственный университет на факультет журналистики, который успешно оканчивает в 1958 году.
Затем А. Лиханов возвращается в свой родной город, где работает в газете «Кировская правда».
С 1961 по 1964 год он занимал пост главного реактора в газете «Комсомольское племя».
В 1962 году он публикует свое первое произведение, в этом же году А. Лиханов учувствует в IV Всесоюзном совещании молодых писателей.
В 1964 году А. Лиханов уезжает в Западную Сибирь. Там он работает журналистом «Комсомольской правды». Этой деятельностью он занимался на протяжении двух лет.
Через некоторое время А. Лиханов перебирается в Москву. Он начинает работать в известном в то время журнале для молодежи «Смена». В последствии он становится главным реактором этого издания. На этом посту он проработал более тридцати лет.
В это же время он начинает активно заниматься литературной деятельностью. Свои произведения он печатает в том же самом журнале где и работает.
Помимо активной писательской деятельности он ведет и активную общественную работу. Он был назначен на должность секретаря Союза писателей Москвы, был членом Правлений Союзов писателей СССР. А. Лиханов был президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
Он оказывал активную помощь детям-сиротам. Лиханов являлся инициатором создания Советского детского фонда имени В. И. Ленина (с 1992 года эта организация носит название Международная ассоциация детских фондов).
В 1991 году, так же по его инициативе, был организован Российский детский фонд. Целью этой организации является благотворительная помощь детям и малоимущим семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам.
В 1989 году А. Лиханов становится Народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР. Он получает возможность, представляя СССР высказать мнение о проекте Всемирной Конвенции о правах ребенка.
Затем А. Лиханов возвращается в Москву, там он работает над ратификацией этого документа. Правительство СССР ратифицировало Конвенцию о правах ребёнка и в 1990 году она вступила в силу.
А. Лиханов является учредителем следующих организаций:
- Научно-исследовательского института детства
- литературного клуба «Молодость» (для начинающих литераторов)
- издательства «Дом»
- подросткового журнала «Мы»
- детского журнала «Трамвай»,
- журналов «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое»
- журнала «Зарубежный роман»
- издательского, образовательного и культурного центр «Детство. Отрочество. Юность»
В 1990 году А. Лиханов стал членом-корреспондентом АПН СССР.
В 2001 году писатель стал академик РАО.
Альбер Лиханов женат, его супруга в прошлом была телевизионным директором, она полностью поддерживает интересы своего мужа. У пары есть сын Дмитрий, который так же, как и отец занимается писательской и журналисткой деятельностью.
Несмотря на то, что недавно А. Лиханову исполнилось 83 года, он продолжает свою активную общественную деятельность.
Творчество
В 1962 году А. Лиханов публикует свое первое произволение «Шагреневая кожа». В следующем году в свет выходит его историческая повесть «Да будет солнце». А. Лиханов поднимает в своих произведениях достаточно непростую тему – формирование личности и характера подростков, становление его взглядов на мир. Он рассказывает о взаимодействии подростков и мира взрослых людей. Эти темы он освещает в таких своих работах как:
- «Звёзды в сентябре»
- «Тёплый дождь»
- «Семейные обстоятельства»
- «Голгофа»
- «Благие намерения»
- «Высшая мера»
- «Драматическая педагогика»
- «Русские мальчики»
- «Мужская школа»,
- «Сломанная кукла»
- «Слётки»
- «Мальчик, которому не больно»
- «Девочка, которой всё равно»
Особенно активное литературное творчество А. Лиханов ведет в 1967—1976 годы. Становление характера - это основанной лейтмотив произволений А. Лиханова. В произволениях он так же показывает какие факторы в наибольшей степени способны повлиять на этот процесс. Он подчеркивает особую роль семьи и школы в воспитательном процессе.
Разумеется, А. Лиханов не обходит стороной и тему военного детства. Он пишет немало произведений посвященных этой теме. В них он подчеркивает огромную важность таких понятий как честь, долг, героизм, достоинство, смелость. За основу своих произведений о военном детстве он берет свою собственную жизнь, свое собственное детство.
Творчество А. Лиханова имеет ряд характерных черт. Во-первых, его произволения отличаются правдивостью и реалистичностью. Во-вторых, писатель затрагивает актуальные проблемы и явления современной жизни, они играют важную общественную роль. В-третьих, его произведения написаны ярким живым языком, который увлекает читателя. В цикл произведений о военном детстве входят такие произведения А. Лиханова:
- «Последние холода»
- «Магазин ненаглядных пособий» «Детская библиотека», роман «Мужская школа»
- «Воинский эшелон»
- «Мой генерал»
С 1970 по 1990 годы А. Лиханов пишет в различных литературных жанрах и для различной возрастной аудитории.
В 1980 году А. Лиханов на основе писем читателей решил написать книгу о воспитании - «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». За эту работу А. Лиханов получил премию им. Януша Корчака.
«Мой генерал»
Произволение «Мой генерал» было опубликовано в 1975 году. Роман посвящен военном детству, испытаниям, которые выпали на долю детей, которым пришлось пережить ужасы войны.
Повествование идет от лица Антошки родом из Сибири. Мальчик рассказывает о своей жизни. Антошка рассказывает о своем дедушке. Его дедушка генерал в Москве, сам Антошка никогда с ним не встречался. Но вскоре дедушка уходит в отставку по состоянию здоровья.
Мальчик рассказывает о том, как переживает дедушка, что больше не может заниматься своим любимым делом. Ребёнок всеми силами тянется к своему дедушке. Когда одноклассники узнают, что дед Антошки генерал, к нему начинают относиться с уважением, Антошка начинает чувствовать, что он лучше других.
Затем дедушка устраивается на работу кладовщиком. Таким образом мальчик понимает, что не место красит человека, а человек место.
На зимние каникулы мальчик вместе с дедушкой отправляются в Москву. Там они много гуляют и общаются.
Когда Антошка возвращается домой, дедушка рассказывает ему, что на самом деле он не настоящий его внук. Дедушка усыновил отца Антошки. Во время войны, найдя рядом с убитой женщиной маленького мальчика трех лет, он решил взять его с собой и воспитывать как своего собственного сына.
Книга учит читателя тому как поступать и как вести себя в трудных ситуациях. Точно так же как события, происходящие в книге, учат и воспитывают мальчика, так же книга учит и читателя.