Акмеизм в литературе Серебряного века – это философское и литературное течение, сформировавшееся в России в начале прошлого столетия; оригинальная философско-эстетическая модель осмысления мира, воплощенная в художественном пространстве.
В начале прошлого столетия Россия вступила в новую эпоху, которая во многом отразила кризис общественного сознания на рубеже XIX-XX вв. На данном этапе общественное сознание характеризовалось кризисом рационализма, разочарованием в идеалах прошлого и настоящего, обращением к иррациональному, мистическому, распадом времен, когда прошлое воспринималось как бессмысленное, а будущее – как неопределенное. В условиях переходной эпохи в российском обществе осуществлялся поиск новых духовных ценностей, сопровождающийся столкновением полярных идей и течений, социальных идеалов. В качестве яркого примера подобного столкновения идей может выступать столкновение акмеизма и символизма.
Философские основы и особенности акмеизма
Одной из первых работ, посвященных изучению сущности акмеизма, стала статья М Кузьмина «О прекрасной ясности». В качестве основных принципов нового литературного течения автор назвал:
- противостояние неопределенности и зыбкости символистских идей;
- теоретики акмеизма провозглашали необходимость обращения искусства к социальной реальности, делая акцент на самоценности явлений социального и природного миров.
В отличие от символистов и представителей других литературных течений начала прошлого столетия, акмеисты ставят в центр мироздания и творчества человека как бесконечно значимое, единственное выражение сути бытия, как ценность, обладающую уникальностью, наличием возможностей творческого преобразования действительности. Философско-антропологическая концепция акмеизма во многом перекликается с философской концепцией Л. Н. Толстого, для которого любое состояние человеческой души и тела всегда наполнено смыслом. Лирические герои акмеистов, как и толстовские герои, живут в гармонии с природой, окружающими людьми, в единстве и неразрывной связи со всем, что их окружает, четко осознавая цели, к которым стремятся, свое место в жизни, смысл бытия.
Бытие для акмеистов – не отвлеченная бесконечность Вселенной, но непосредственность бытия человека.
Яркими сторонниками данного литературного направления являлись Н. Гумилев, О. Мандельштам, которые видели в качестве задач своего творчества, в том числе, и реабилитацию реального бытия, обесцененного, по их мнению, их непосредственными предшественниками – символистами.
Детали и образы повседневности в творчестве акмеистов
Поставленная задача, реабилитация социального бытия, а также стремление отразить целостность, органическое единство человека и социоприродной окружающей среды, обусловливают внимание акмеистов к каждой детали повседневности в их творчестве.
В результате особенностей мировосприятия у акмеистов сформировалась новая картина мира, в которой были уравнены бытие и быт, что находило свою репрезентацию в стереоскопическом отображении реальности: детальном изображении запахов, звуков, цветов, пространственных форм и фактуры материалов. Эта детальность, рельефность становится визитной карточкой акмеистов.
Эйдолология как онтологическая установка эстетики и философии акмеизма
Несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению акмеизма, понятие эйдолологии остается «белым пятном» в понимании философии и эстетики философско-литературного течения. Впервые термин был введен Н. Гумилевым, который понимал под указанным понятием саму природу образа, то ощущение, которое стало для поэта импульсом к созданию произведения, нервную систему произведения.
Произведение, таким образом, рассматривается:
- в «анатомическом» аспекте – сегодня соотносится с теорией поэзии;
- в «физиологическом» аспекте – сегодня соотносится с поэтической психологией, призванной обеспечить возможности взаимопроникновения сознания творца и сознания реципиента.
Эйдолология, таким образом, представляет собой и анатомию, и физиологию произведения, один из важнейших органических компонентов поэтики наряду с композицией, стилистикой, ритмикой.
Эйдолология, по мнению Гумилева, примыкает к поэтической психологии, подводит итог темам поэзии, возможным отношениям поэта к этим темам.
Творчество А. Ахматовой
Творчество А. Ахматовой выступает ярким образцом воплощения принципов акмеизма, в результате чего в произведениях каждая деталь повседневности приобретает особый смысл, одновременно реализует ряд функций. Посредством обращения к художественным деталям Ахматова передает самые сложные психологические переживания своих героев.
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Будничный образ лирической героини позволяет создать эффект жизненной и эмоциональной подлинности, превращает произведение в автобиографическую исповедь, вписывает повседневные детали в бытие лирической героини.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть
Вновь посредством обращения к повседневной детали, старому рукомойнику, потерявшему прежний вид и блеск, отражается эмоциональное состояние лирической героини: сам рукомойник преображается не столько под солнечными лучами, сколько под влиянием радостного состояниями героини.
Бытовые ситуации и картины приобретают психологическую многоплановость благодаря их соотнесенности с интенциями лирической героини.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании акмеизма как литературного течения – философско-антропологические восприятие человека как универсальной и единственной ценности, органично вписанной и в бытие, и в быт. Под влиянием особого философского мировосприятия акмеистов их произведения приобретают особую детализацию, рельефность изображения.