Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

А. М. Горький, теоретик, организатор детской литературы

Замечание 1

Детская литература — это литература, предназначенная для детей и при помощи художественных образов выполняющая задачи их образования и воспитания.

А. М. Горький о детской литературе

А. М. Горький внёс существенный вклад в развитие детской литературы. По мнению Е. Е. Зубаревой, А. М. Горький повлиял на детскую литературу не только своими теоретическими новаторскими статьями, но еще и художественным новаторством в произведениях, в которых отражается мир детства. Он рисовал образы детей и показывал их вместе с жизнью взрослых людей, тем самым подчеркивая, что существуют общие, единые законы формирования характера человека в социуме.

В ряде рассказов, написанных Горьким в 90-е годы, даются образы детей, которые обречены на физическую или нравственную гибель. В них показывается искалеченное детство, что, по мнению А. Горького, является неопровержимым документом в обвинении общества в жестокости и бесчеловечности. К таким рассказам, например, относятся:

  • «Зрители»
  • «Девочка»
  • «Дед Архип и Ленька»
  • «Встряска»
  • «Страсти-мордасти».

В послеоктябрьский период программа А. М. Горького, являющаяся частью грандиозного замысла о создании так называемой «пролетарской литературы», была взята за основу воспитания. Программа была подхвачена Маршаком и Чуковским.

Замечание 2

Писатель был уверен в том, что детская литература является неотделимой частью всей советской литературы. Он утверждал, что к произведениям для детей следует предъявлять столь же высокие требования, как и к любым произведениям искусства.

Статьи о детских книгах и воспитании

А. М. Горький рассматривал детскую литературу как средство воспитания. Он понимал, что необходимо обновление и потому стремился к ней привлечь самых разных поэтов и писателей. По мнению Горького, тематика произведений для детей должна быть особенно широкой. Детская литература не должна идеализировать окружающую реальность. Свои ключевые взгляды на детскую книгу и на воспитание детей А. М. Горький изложил в статьях.

«А. М. Горький, теоретик, организатор детской литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Например, в статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней» Горький выступает против тех, кто считает, что забавлять детей с помощью искусства - это проявление к нему неуважения.

В том же 1930 году вышла статья «Человек, уши которого заткнуты ватой». Это статья стала ответом на публикацию Е. Флериной. В ней Горький развивает концептуальный взгляд на детскую книгу как на специфическое искусство, отвечающее возрасту.

В статье «О темах» А. М. Горький поднимает вопрос о тематике произведений для детей. Он считает, что необходимо таким образом ставить дело воспитания, чтобы ребенок с малого возраста даже в играх решительно отрывался от бессознательного и сознательного тяготения к прошлому.

Взгляды Горького на тенденции развития детской литературы отличаются новаторством. По мнению писателя, любые знания, даже самые сложные, можно преподать в занимательной форме.

В своей статье «Литературу – детям» А. М. Горький пишет о том, то не все детские книги должны давать познавательный материал. Он отмечает, что книга должна быть не дидактической, не тенденциозной. Детская книга должна говорить языком образов, то есть быть художественной. Горький подчеркивает, что нужна забавная, веселая книжка, которая будет развивать в ребенке чувство юмора.

Не оставил без внимания А.М. Горький и литературу для дошкольников. Он отмечал необходимость в стихах, дающих возможность для игры – дразнилки, читалки. Также он выступал ха создание сборников лучших произведений фольклора. Горький отмечал необходимость чтения сказок детьми. Также он предлагал включить скандинавский эпос, греческие мифы, русские былины в планы издания детских книг.

Особенно большое значение имела статья А. М. Горького о сказках, опубликованная в 1935 году.

Работа А. М. Горького с начинающими писателями имела тоже большое значение. им он советовал читать народные сказки, так как они обогащают язык и развивают фантазию. По мнению Горького, детский писатель обязательно должен учитывать особенности возраста своего читателя, так как мышление, восприятие, языковая культура, память детей в разные периоды детского возраста существенно отличаются. По убеждению А. М. Горького, воспитательные возможности детской литературы очень велики. Также писатель обращал внимание на то, что дети младшего школьного и дошкольного возраста еще не имеют собственного жизненного опыта, поэтому для них свойственная чрезмерная эмоциональность, дети способны представлять себя участниками событий, о которых прочитали. Все, что описывается в книге, дети представляют как происходящее в реальности.

Произведения М. Горького для детей

А.М. Горький написал специально для детей немного произведений всего шесть сказок:

  • «Утро»
  • «Воробьишко»
  • «Самовар»
  • «Случай с Евсейкой»
  • «Про Иванушку-дурачка»
  • «Яшка».

Эти произведения адресованы малышам. Горький в своих сказках воплощает требования, которые он предъявляет к детской литературе. В идейно-тематическом отношении эти сказки неотделимы от всего творчества писателя. Сказки А. М. Горького нравоучительны и воспитательны в высоком смысле слова. Их сюжет занимателен и динамичен. Автор от знакомого, конкретного ведет к отвлеченным и значительным понятиям. В этих сказках часто встречаются незатейливые, доступные детям, стихи, отличающиеся строгой ритмикой. Они вызывают желание их запомнить и повторять во время игры. Сказки А. М. Горького оптимистичны, в них прославляется труд, жизнь, природа, простой человек и высмеиваются зазнайство, высокомерие, ханжество и хвастовство. Писатель умеет говорить с детьми увлекательно, интересно, с юмором, может заглянуть в душевный мир маленького человека, понятно и просто рассказать о важных делах.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot