Философия культуры А. Блока. Крушение гуманизма
А. Блок является не только замечательным, выдающимся поэтом, но и оригинальным мыслителем. Опираясь на труды В. С. Соловьева, Ф. Ницше, Р. Вагнера, Блок создает собственную философию культуры, которая выражается в поэтической, метафорической форме.
Согласно философии А. Блока, музыка является сущностью мира, она – воплощение красоты, гармонии, свободного человеческого духа. И задача художника состоит в тому, чтобы эту музыку услышать и передать ее в своем произведении. Художник-интеллигент эту музыку находит с трудом. А порой неискушенной народной душе она дается от рождения, так как она ближе к основам бытия, к природе. Именно поэтому истинный поэт и народ тесно связаны. Искусство рождается из взаимодействия музыки, звучащей в глубине народной души, и музыки творческой личности.
Гуманистическая культура опиралась на дух музыки. Она возникла в эпоху Возрождения и проповедовала свободу человеческой личности. Музыка стала основой величайших свершений со временен Данте и Петрарки до Шиллера и Гете.
Однако в тот момент, когда на арене европейской истории возникла новая движущая сила –масса, а не личность, наступил кризис гуманизма. Именно тогда естественная, органическая культура, создаваемая мыслящим меньшинством, сменилась цивилизацией, для которой являются характерными следующие черты:
- Всеобщая обособленность и раздробленность;
- Социальные противоречия;
- Попытки науки, часто бесполезные, решить свои проблемы путем все большей специализации.
И тогда равновесие между природой и человеком, между искусством и жизнью, наукой и музыкой, культурой и цивилизацией, которыми «жило и дышало» движение гуманизма, было утрачено. Великое движение, которое было фактором мировой культуры, раздробилось на огромное множество малых движений, которые стали факторами европейской цивилизации. Так писал А. Блок в статье «Крушение гуманизма» от 7 апреля 1919 года.
Для Блока именно утверждение цивилизации ознаменовало кризис гуманизма. И выход поэт видел только в стихийном возмущении, очистительном пожаре, революции, которая уничтожит болезненные и бесполезные плоды цивилизации и сохранит то, что внутренне соответствует духу музыки.
Органическая гуманистическая культура, вырастающая из духа музыки, перерождается в формальную, псевдогуманную, раздробленную цивилизацию, которая будет уничтожена очистительной бурей, возвращающей мир к естественным основам, первоначалам, к изначальной музыке – так выглядит диалектика Блока, с помощью которой поэт объясняет происходящие в стране в 1917 году события.
Таким образом, А. Блок революцию первоначально воспринимал не как преследующий собственные цели политик и не как жалующийся на сложности жизни обыватель, а как поэт-символист – в системе исторических обобщений, грандиозных метафор и пророческих предсказаний и предчувствий.
Революция в философии Блока
Согласно мысли Блока, революция – это не просто социальный переворот, это – стихийное явление, это «демократия, опоясанная бурей». И именно поэтому программная статья А. Блока «Интеллигенция и революция» кончается не ссылкой на кого-либо из большевистских вождей, а напоминанием об античном философе Сократе. Об этом очистительном пожаре, революционной стихии написана поэма «Двенадцать».
Но в статье «Интеллигенция и революция» А. Блок выступает не только в качестве поэта –мыслителя, но и в качестве социального диагноста, человека своей среды и своего класса, который видит, объясняет и оправдывает революционные катаклизмы.
Здесь революция – это возмездие прежнему миру за его исторические грехи: унижение слабых и бедных, высокомерие сильных, культурное и социальное расслоение.
В этих грехах конкретные люди могут быть и невиновны, однако они должны понять м перенести это родовое проклятье.
В революционных событиях Блок видел будущую гармонию. Он писал, что России суждено пережить разделения, унижения, муки, но из этих унижений она выйдет новой и «по-новому великой». Блок говорит, что нужно «переделать все», сделать так, чтобы скучная, безобразная, лживая жизнь стала чистой, справедливой, прекрасной и веселой жизнью. И именно такие замыслы Блок называет революцией. Более умеренное, меньшее, более низменное он называет бунтом, мятежом, переворотом.
С первых дней Советской власти Блок начал помогать этой революции и работать с большевиками. Он выполняет огромное количество административных обязанностей. Поэт служит в издательстве «Всемирная литература», учрежденном Горьким, является председателем Большого драматического театра, состоит в других культурных и писательских организациях, а также пишет рецензии, заявления, принимает резолюции и заседает. В его дневниках послереволюционного периода слово «заседание» встречается гораздо чаще, чем слова «поэзия» или «стихи».
Так же, как и все жители страны, поэт терпит бытовые трудности – холод, голод, бесконечное стояние в очередях, внезапные проверки и обыски, невозможность выехать за границу, сложности передвижения по стране. Он оказался совершенно неспособным к проявлению какой-либо житейской изворотливости, к добыванию привилегий и благ. Квартиру поэта «уплотнили», а поэтические вечера, на которых присутствовало множество людей, практически никаких средств ему не приносили.
Ощущение того поэтического взлета прошло. Оказалось, что на смену цивилизации пришла совсем не культура, а новая, гораздо более тяжелая форма социального устройства, ненавидимого Блоком. Творчество обернулось бесплодным прожектерством и сидением на нескончаемых заседаниях. В новой власти быстро обнаружились те же пятна прежней власти – формализм и бюрократизм, дух всеобщего обособления и разделения, пренебрежение к простому человеку. Атмосфера насилия и вседозволенности становилась привычной, входила в норму.
Но гораздо мучительней для поэта было ощущение того, что та музыка, которую он слышал, уходит, покидает его как художника. Последней попыткой снова услышать эту музыку стало выступление на пушкинском празднике в Доме печати. Блок в статье «О назначении поэта» говорит о том, что исполнить свою миссию поэту мешает чернь, которая во времена Пушкина была представлена придворной знатью, а затем сменилась на бюрократию и чиновничество.
«Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура», - говорит Блок.
Умирая, Блок клянется «веселым именем Пушкина».