Георгианцы – это предмодернистское течение в английской поэзии 1910-х годов.
История создания романа
Дэвид Герберт Лоуренс – одна из ключевых фигур английской литературы. Лоуренс принадлежал к новому поколению писателей-новаторов, наравне с О. Хаксли и В. Вулф. Лоуренс был новеллистом, романистом, эссеистом, и за свой недолгий творческий путь проявил исключительную разносторонность и плодовитость, вызывая споры и дискуссии. Писатель получил признание при жизни, а после его кончины интерес к его творчеству не только не угас, но даже усилился. Как любой большой художник, Лоуренс нес оригинальные новаторские идеи. Он показал, что духовное начало неотделимо от природного, естественного, плотского.
Лоуренс был одним из первых, кто преломил фрейдистские теории в художественной методологии, разрушая викторианские табу и укорененное лицемерие, которые сохраняли устойчивые позиции в английском искусстве.
Эту его характеристику подтверждает один из самых известных романов Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», написанный в 1928 году. Писатель, чувствуя приближение конца, рассматривал это произведение как завещание потомству. Лоуренс скончался спустя два года после выхода романа в свет. Частное издание произведения было осуществлено во Флоренции. В США и Англии роман изначально был запрещен и был допущен к публикации тридцать лет спустя. Причинами запрета романа Лоуренса являются:
- Использование в тексте ненормативной лексики;
- Описания откровенных сцен;
- Непристойность сюжетной линии – любовной связи аристократки и парня из рабочего класса.
В произведении действительно были довольно откровенные описания любовных отношений, и это не могло не вызвать шок у поборников благопристойности и литературных ханжей. Но эти описания любовных сцен не были безвкусной эротикой. Лоуренс, как большой, серьезный художник прежде всего был моралистом, который опасался, что лицемерные запреты в искусстве и жизни помешают человеку проявить свою природную сущность и познать бытие в множестве его проявлений. Именно это было сверхзадачей романа, ставшего сенсацией. Лоуренс в своем произведении по-своему отразил время, ставшее следствием мировой войны. «Катастрофа совершилась, и нас окружают развалины» - писал он.
Сюжет произведения
Действия романа происходят в последний год войны. Главная героиня романа, молодая девушка Констанция Рейд, выходит замуж за баронета Клиффорда Чаттерлея. Муж Констанции через полгода после свадьбы получает тяжелое ранение во Фландрии. Нижняя часть тела Клиффорда парализована, он передвигается в инвалидном кресле и не способен выполнять супружеские обязанности. Так в романе намечается важная для литературы 20-х годов 20 века антивоенная тема. Однако Лоуренс не пишет об ужасах войны и бессмысленных жертвах, о травмах, моральных и физических. Он пишет о войне как об убийце любви.
Через два года после окончания войны супруги Чаттерлей обосновываются в родовой усадьбе баронета Рагби. Клиффорд из-за физической неполноценности зависит от заботы супруги. Констанция глубоко предана мужу. Но в то же время молодая женщина, лишенная нормальных супружеских отношений, становится все более печальной. Клиффорд, чтобы придать своей жизни смысл, пробует свои силы в писательстве, и довольно успешно. Знакомые литераторы Клиффорда, которые часто посещают Рагби, рекламируют его, помогают сделать литературное имя и заработать неплохие деньги. Среди знакомы Клиффорда – молодой беллетрист Микаэлис. На некоторое время он становится любовником Констанции. Однако он оказывается весьма далеким от ее идеала, и их связь обрывается. Клиффорд понимает состояние супруги и не против того, чтобы она завела ребенка, при условии, что отец окажется достойной личностью. И чтобы немного освободить Констанцию, баронет нанимает сиделку мисс Болтон. Также Клиффорд знакомит Констанцию с лесником Оливером Меллорсом. Меллорс тоже был участником войны. Жена Меллорса старше его, весьма грубая и жесткая особа, бросила его, оставив их ребенка на попечение свекрови.
Констанция часто навещает сторожку лесника. Постепенно между ними завязываются отношения. впервые Констанция чувствует себя женщиной, переживает потребность быть любимой и любить. Констанция узнает, что ждет ребенка от Меллорса и готова связать с ним свою жизнь. Однако Оливеру нужно получить развод. Жена Меллорса всячески этому препятствует и распускает о леснике порочащие слухи. Клиффорду приходится уволить Оливера. Отношения Констанции с мужем охладевают, она перестает быть необходимой ему. Клиффорд, оставив писательство, занимается модернизацией шахт. Писатель оставляет финал романа открытым. Констанции и Меллорсу предстоит полгода жить вдали друг от друга. Встретятся ли влюбленные и смогут ли они быть вместе?
Новаторство Г. Лоуренса
Однако каким бы смелым ни был писатель в изображении интимного аспекта человеческих отношений, содержание романа не исчерпывается только им. Лоуренс, будучи новатором, остается в русле социально-критической традиции, весьма значимой для английской литературы реалистического направления. Писатель обеспокоен тем, что такие институты, как религия, семья, мораль деградировали. Он пишет с горечью о «новом человеке», «новой расе» как о «чудовищно самонадеянном «полутрупе»». Роман Лоуренса – перекличка с настроениями «потерянного поколения».
После окончания Второй мировой войны в духовной жизни английского общества произошел ряд судьбоносных перемен. Была оглашена вседозволенность, многие запреты пали, в том числе на ненормативную лексику. С произведения Лоуренса был снят запрет, а само творчество писателя приобрело небывалую популярность. На него ориентировались литераторы и поставщики популярной беллетристики с эротическим уклоном. Однако при этом они не замечали того, что Лоуренс – серьезный писатель, философ и моралист. В своей книге об американской литературе Лоуренс писал о том, что у словесного искусства дев основные функции:
- Воспроизводить эмоциональную жизнь;
- Отображать правду повседневности.
Эти слова являются характеристикой всего творчества Лоуренса.