Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль женщин в романе "Парфюмер"

Определение 1

Магический реализм - это художественный метод, в котором мистические (магические) элементы включены в реалистическую картину мира.

Аромат красоты

Роман П. Зюскинда «Парфюмер» стал беспрецедентным бестселлером немецкой литературы. Произведение было переведено на множество языков. Действие романа происходит во Франции 18 века.

Замечание 1

Часто произведение Зюскинда воспринимают как постмодернистскую критику эпохи Просвещения.

Главный герой романа Жан-Батист Гренуй, сын торговки рыбой, которая убивала собственных детей и была казнена вскоре после его рождения. Гренуй влачит безрадостное, голодное сиротское существование. Он начинает поздно и с большим трудом говорить, но рано обнаруживает у себя дар различения запахов. Запахи становятся его настоящей страстью и смыслом жизни. Вскоре мальчика отдают в кожевенную мастерскую в качестве чернорабочего. Здесь он живет и работает в тяжелых, нечеловеческих условиях. Все свое свободное время Гренуй проводит в прогулках по Парижу. Во время этих прогулок он составляет для себя карту запахов города, его улиц, закоулков, площадей.

Однажды Греную поручили отнести козьи шкуры к Бальдини. Бальдини – известный парфюмер, однако его творческие способности постепенно угасают, дело приходит в упадок. Жан-Батист использует представившуюся возможность воплотить свою заветную мечту в жизнь. Он мечтает создать совершенные духи, которые будут вызывать всеобщий восторг. Гренуй знает, какими должны быть эти духи – именно такой аромат исходил от девушки, шедшей по улице Марэ. Гренуй услышал этот аромат с другого берега реки. Это был аромат красоты. В этом запахе Жан-Батист нашел точку опоры своего внутреннего мира. Гренуй убил девушку и вынюхал ее до дна, впитал ее аромат. Это убийство было вызвано страстью к прекрасному аромату.

Представление об индивидуальной ольфакторной ауре в творческом сознании писателя трансформируется в представление о запахе как об эфемерной субстанции, которая присуща каждому в отдельности и человечеству в целом. Эта субстанция связывает людей воедино на уровне подсознания.

Из бесчисленного множества индивидуальных человеческих запахов главного героя романа, которой воспринимает мир как ольфакторный образ, интересуют лишь ароматы, способные вызвать любовь окружающих.

«Роль женщин в романе "Парфюмер"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Жертвами Гренуя становятся девушки, достигшие полового созревания, но не вступившие во взрослую жизнь – девственницы в возрасте от 14 лет. Ольфакторный образ этих девушек в сознании главного героя совпадает с визуальным, воспринимается как наиболее привлекательный. Но несмотря на кажущуюся специфичность, это представление исторически обусловлено для европейской культуры.

Роль ольфакторной составляющей женского образа

Наступление у женщин полового созревания, связанное в первую очередь с физиологическими процессами, в европейской традиции имеет достаточно неоднозначную трактовку. Девушка в период полового созревания приобретает особый аромат, который обладает притягательной силой для мужчин. Ольфакторная аура девственницы всегда представлялась необыкновенно чарующий, и использование искусственных ароматов могло испортить этот соблазнительный образ.

Но такая ольфакторная доминанта, которая присуща юной девушке, оказывается недолговечным и преходящим явлением. С началом сексуальной жизни наступает новый этап, который среди прочего в конечном итоге приводит и к изменению ольфакторной составляющей женского образа. Это проясняет, какой страх терзает Жан-Батиста Гренуя – герой романа боится, что не успеет к моменту «созревания» драгоценного аромата Лауры.

Вместе с представлением о необыкновенно притягательной силе аромата юной девственницы существовало убеждение и в том, что наибольшей сексуальной привлекательностью среди представительниц женского пола обладают рыжеволосые. Их аромат, чарующий и соблазнительный, является результатом нарушения ольфакторного баланса. В результате рыжеволосые девушки способны источать этот аромат постоянно.

Это представление нашло преломление в художественной реальности произведения Зюскинда в виде двух женских образов:

  • Рыжеволосой девушки с улицы де Марэ;
  • Рыжеволосой Лауры Риши.

Ольфакторный образ девушки с улицы Марэ накладывается на образ Лауры Риши и обнаруживает практически полную идентичность.

Аромат Лауры становится главной нотой в парфюмерной композиции, которая была создана Гренуем из запахов 25 девушек. Так, в произведении обыгрывается древний стереотип об уникальном статусе рыжего цвета волос в иерархии сексуальной привлекательности женского пола.

Апофеозом романа становится оргия на площади, где должны были казнить Гренуя. В этой сцене воедино объединены три метафорические параллели:

  • Запах - красота;
  • Запах – сексуальность;
  • Запах – эмоции.

Они прочно связаны друг с другом в концептуальном пространстве произведения.

Созданный Гренуем сверхчеловеческий аромат люди не могут воспринимать как обонятельный образ. Он воздействует на подсознание и приводит к радикальным изменениям эмоционального настроя. Внезапно ненависть и презрение к убийце сменяются приливом любви к нему. При этом интенсивность чувства любви и обожания не подвластны контролю разума.

Воздействие аромата при этом переживается на уровне зрительных образов, а не обонятельных рецепторов. Аромат преображает визуальное пространство. Гренуй в нем предстает существом, который обладает внешней привлекательностью для каждого.

Гренуй не родился убийцей. На преступление его толкнула одержимость божественным ароматом, который он ощутил от девушки с улицы Марэ. Это преступление Гренуй совершает почти бессознательно. Он шел по запаху, словно против воли. Гренуй понял, что если не овладеет этим ароматом, его жизнь лишится смысла. Аромат девушки с улицы Марэ стал компасом будущей жизни Гренуя.

В своем романе Зюскинд пытается доказать, что гений и злодейство – совместимы, и сила гения может быть разрушительной или созидательной, в зависимости от того, что его сопровождает – любовь или ненависть. Гренуя же с самого детства сопровождала ненависть.

Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot