Фельетон - это небольшая сатирическая заметка, статья, очерк.
Формирование общественно-политических взглядов Г. Гейне
Немецкий поэт Генрих Гейне родился в декабре 1797 года в Дюссельдорфе в семье небогатого купца Самсона Гейне.
Детство поэта прошло в Дюссельдорфе. В этот период французская армия Наполеона оккупировала Рейнскую область. В отсталую феодально-дворянскую Германию французы принесли новые буржуазные порядки, открыли пути для промышленного и торгового развития страны.
Родители Генриха Гейне мечтали о том, что сын построит военную карьеру, но вскоре в Германии произошел откат к феодально-дворянскому укладу, и будущий поэт, по настоянию родителей, стал готовиться к коммерческой деятельности. Сначала Гейне обучался в католическом лицее, затем поступил в торговую школу. К купеческим делам будущий поэт испытывал глубокую ненависть. Отец Генриха Гейне отвез его во Франкфурт-на-Майне. Там Гейне сначала обучался у банкира, затем стал работать в лавке крупного колониального торговца. На этом поприще поэт не проявлял никаких способностей.
Гейне рано начал писать стихи, и поэзия увлекала его гораздо больше, чем скучные конторские книги. С раннего детства поэт увлекался народными сказками и песнями, древней и новой поэзией, старинными легендами.
В первых произведениях Гейне, несмотря на их задушевный, интимный характер, сказались общественно-политические взгляды поэта. Германия была раздроблена на части, являлась, по преимуществу, земледельческой страной, в которой царил средневековый феодализм. Народ задыхался под гнетом многочисленных князей.
Гейне со всей чуткостью и глубиной своей богато одаренной натуры ощущал социальные пороки современного ему общественного строя.
Несмотря на светлый юмор и природную жизнерадостность, на ранние произведения поэта наложила отпечаток неудовлетворенность действительностью. И это чувство подчеркивалось личными неудачами поэта, который в 1816 году прибыл в Гамбург, чтобы учиться торговому делу у своего дяди Соломона Гейне, богатого банкира.
Гейне, осознавший себя поэтом, к прозаическому быту Гамбурга относился с презрением. Поэт полюбил свою кузину Амалию, но девушка отвергла любовь Гейне, в котором видела лишь бедного родственника. Впоследствии тема неразделенной любви стала одной из ключевых к лирике поэта. Из личной драмы он сделал обобщающие выводы. Именно тогда стихи Гейне приобрели социальный смысл. Поэт в них показывает, что в дворянско-буржуазном мире места для высоких чувств, настоящей любви и дружбы, справедливости и правды нет.
Студенческие годы, путешествия по Германии и Италии обогатили поэта жизненным опытом. Гейне увидел разные стороны общественной жизни.
В «Путевых картинах» поэт разоблачил теневые стороны общественного строя Германии.
Сатира в позднем творчестве Гейне
В 1830 году произошла революция во Франции. Известие о ней Гейне назвал «солнечными лучами, завернутыми в газетную бумагу». Для него казалась невыносимой остановка в Германии, и весной 1831 года Гейне уехал в Париж. Во Франции поэт жил до самой смерти. Именно в этот период окончательно сформировался гениальный сатирический талант Г. Гейне. Даже находясь за пределами родной страны, поэт жил ее печалями и скорбями, мечтал о ее политическом и национальном освобождении, создании единой Германии.
К этому времени четко обозначались контуры будущего прусского государства. Гейне видел опасность для европейской и немецкой культуры в узколобом национализме и ненависти ко всему прогрессивному пруссачества. В своих статьях, стихотворениях, письма поэт обрушивается на пруссачество. Прусское правительство увидело в Гейне опасного врага, чьи остроты и меткие афоризмы разили наповал. С 1835 года произведения Гейне были запрещены в Германии.
Гейне, бичуя правящую элиту Германии, не находил осуществления своих идеалов и в других странах:
- Англию он называл «презренной страной, где люди действуют, как машины»;
- Обличал истинную сущность молодой американской буржуазии, называя страну «необъятной тюрьмой свободы».
Гейне считал, что во Франции единственная партия, заслуживающая уважения – это партия коммунистов.
В 1843 году поэт ненадолго съездил в Германию, где познакомился и подружился с К. Марксом. Под его влиянием окончательно созрел сатирический талант Гейне.
Под воздействием К. Маркса поэт создал свое знаменитое стихотворение «Силезские ткачи». В этом стихотворении он впервые в мировой поэзии изобразил рабочий класс. Маркс относился к творчеству Гейне с глубоким вниманием и придал его революционным стихам особе значение, часто их цитировал в политических статьях.
Острая сатира Г. Гейне на реакционную клику капиталистов, попов, князей, на феодальную монархию написана под влиянием К. Маркса и его соратников.
К. Маркса и его сподвижников Г. Гейне называл «докторами революции» и относился к ним с большим уважением.
Создание поэмы «Германия. Зимняя сказка» относится ко времени дружбы поэта с К. Марксом. Эта поэма является величайшим произведением Гейне, в котором поэт сочетает все свои разнообразные поэтические приемы. Гейне здесь с необычайной смелостью и свободой смешивает низкий и высокий планы повествования, от одних интонаций непосредственно переходит к прямо противоположным, пародирует патетический, приподнятый тон романтиков, показывает сразу же тот же предмет в зеркале сатиры и иронии.
Поэма, несмотря на пестроту, обладает внутренним единством. Смешение стилей делает «Германию» одним из самых оригинальных и своеобразных произведений мировой поэзии. Гейне ни в одном другом произведении не удалось с такой художественной силой и остротой показать отталкивающий облик реакционной Германии и одновременно с задушевностью и теплотой выразить любовь к родной стране. Произведение проникнуто страстным желанием поэта видеть народ свободным, счастливым. Но Гейне прекрасно понимает, что счастье и свобода не придут сами, за них нужно бороться.