Героический эпос - это повествование, как правило, стихотворное, о подвигах легендарных героев. Основной жанр героического эпоса – песнь или поэма.
Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде»
«Песнь о моем Сиде» - это испанский героический эпос. Однако это произведение имеет существенные отличия от иных средневековых образцов этого жанра, созданных в других европейских странах. «Песнь о моем Сиде» - это наиболее исторически достоверная из всех эпических поэм той эпохи. Герой произведения – историческое лицо. В поэме изображены исторические события, известные по другим источникам. События изложены в духе соответствия действительности, и мифологическое истолкование их в произведении отсутствует. Поэме характерен демографический пафос, который проявляется и в изображении побед, и в трактовке образа главного героя. Специфика поэмы обусловлена следующими факторами:
- Временем создания;
- Эволюцией жанра;
- Особенностями исторического развития страны.
Произведение было впервые опубликовано в 1779 году. Единственная сохранившаяся рукопись поэмы датирована 1307 годом. Предполагается, что поэма была написана около 1140 года, через полвека после смерти Сида, и это одна из причин, почему хугляры смогли сохранить точность в изображении событий.
Хугляры – это народные испанские певцы.
В основе поэмы лежат события Реконкисты – отвоевания исконных испанских земель у мавров. Расцвет Реконкисты приходится на 11-13 вв. К этому же времени относится деятельность самого знаменитого и удачливого деятеля Реконкисты, воспетого как Сид. Реальное имя исторического Сида – Родриго Диас де Бивар. Годы жизни Сида примерно 1043-1099 гг. Прозвище «Сид» Родриго получил от мавров, которым он служил некоторое время после изгнания из Кастилии и с которыми затем воевал. Наиболее известное достижение Сида в деле Реконкисты – победа над войском альморавидов. Этот подвиг снискал Сиду любовь народа, а песни о нем слагались еще при его жизни.
Поэма «Песнь о моем Сиде» состоит из трех частей и насчитывает примерно 3700 стихов:
- Первая часть: «Песнь об изгнании». Здесь речь идет о том, как Альфонсо, король Кастилии, после ссоры с Сидом изгнал его из страны.
- Вторая часть: «Песнь о свадьбе». Здесь продолжается рассказ о военных подвигах Сида.
- Третья часть: «Песнь о Корес».
Испанский эпос во многом отличается от французского. В «Песне о Сиде» отсутствует трагический элемент, который в «Песне о Роланде» выражен через гибель героя. из всех конфликтов Сид выходит победителем, и поэма о нем – это поэма победы и удачи.
Идеализация образа Сида
Поэма начинается с момента, когда Сид был изгнан из Кастилии. В трогательной сцене Сид, его вассалы и родственники оглядываются на добро, покинутое ими в деревне Бивар, видят распахнутые двери своих домов. Сид едет через Бургос, где герою по приказу короля Альфонсо отказывают в пристанище. Сид оставляет семью в монастыре и выходит за границы Кастилии, на землю мавров.
В эпическом рассказе повествуется о его первых схватках, возрастающем благосостоянии, гуманном обращении с пленными, росте числа сторонников и постоянном стремлении примириться с королем.
Во второй части поэма достигает эмоционального пика, когда семья героя присоединяется к нему, но уже не к изгнаннику, а триумфатору.
После примирения короля и Сида Альфонс устраивает для дочерей Сида пышную свадьбу. Женихами становятся принцы Каррионские, придворные аристократы.
Третья часть поэмы менее исторически достоверна. В ней подчеркивается контраст между подлинной честью Сида и номинальной честью тщеславных, трусливых зятьев.
Сид – архетипический герой кастильского пограничья.
Принцы, приняв от Сида богатые дары, отвозят жен в лес, где их жестоко избивают и бросают. Сид, непоколебимый поборник законности, не мстит зятьям резней, но требует честного судебного поединка, которым и завершается поэма.
В «Песни о Сиде» подчеркивается авторитет Сида среди вассалов и родичей. Этот авторитет основывается не только на мудрости героя, но и на справедливости, на отеческой заботе о своей семье и войске. Сид обладает чертами идеального эпического властителя. Ему чужда эпическая безмерность и героическая неистовость. Сид рассудителен, уравновешен, дальновиден. В поэме дается разносторонняя характеристика Сида. Он предстает, прежде всего, как верный вассал и славный воин, который освобождает испанскую землю от мавров и отсылает часть военной добычи королю Кастилии, своему сюзерену. Также автор поэмы подчеркивает великодушие и благородство Сида. Эти черты характера героя проявляются по отношению к маврам. Сид позволяет им мирно жить и трудиться на отвоеванной земле. За это мавры любят и благословляют Сида. Кроме того, герой поэмы поддерживает дружеские отношения с «противником» - мавром Абенгальбоном, правителем Молины. В поэме подчеркивается присущее Сиду чувство собственного достоинства, сила душевных чувств, сдержанность в их проявлении. В этом смысле характерным является эпизод суда над зятьями Сида – инфантами Карионскими. Сид не учиняет над ними расправу, а требует созвать кортесы и осудить их поступок. Сам Сид не удостаивает их поединком. Сид отбирает у инфантов свой подарок – боевые мечи Тисону и Коладу, и тем самым подчеркивает, что люди, которые посмели поднять руку на беззащитных женщин, не могут называться мужчинами. В ходе судебного поединка воинов Сида с инфантами попранная честь героя и его дочерей восстанавливается. Сид, в отличие от Роланда, изображается в поэме и в буднично-прозаической сфере. Автор произведения много внимания уделяет привязанности Сида к семье. В отношениях с женой и дочерями проявляется эмоциональная сторона характера героя, сцену прощания Сида с женой Хименой по накалу чувств сравнивают со сценой прощания Гектора и Андромахи.
Автор подчеркивает «демократичность» образа Сида эпизодом с бургусскими ростовщиками. Сид оставляет им в залог сундуки, наполненные камнями и песком. Так герой проявляет хитрость, обычно не свойственную эпическому герою. Однако позднее Сид щедро расплачивается с ростовщиками.
Родриго Диас де Бивар является героем и других испанских эпических поэм. Например, он выступает прототипом героя трагедии П. Корнеля «Сид».