Возникновение реализма
В 30-е годы 19 века в литературе и искусстве широкое распространение получает реализм.
Реализм – это направление в искусстве и литературе, целью которого является правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.
Развитие этого направления в первую очередь связывают с имена Бальзака и Стендаля, Бюхнера и Гейне, Гоголя и Пушкина.
Первоначально развитие реализма начинается в рамках романтизма и несет в себе его печать. Сильное увлечение романтической литературой в юные оды переживают не только Гейне и Пушкин, но и Бальзак. Но реализм, в отличие от романтизма, отказывается от идеализированного описания действительности и преобладания в связи с этим фантастического элемента. Реализм также отказывается от чрезмерного интереса к субъективной стороне человека. Для реализма характерно преобладание тенденции к изображению обширного социального фона, на котором протекает жизнь героев. Глубина понимания социальной жизни художниками-реалистами порой гораздо глубже, чем у философов и социологов того времени.
Таким образом, признаками реализма являются следующие:
- реальность рассматривается в качестве средства познания человека себя и окружающего мира
- художественное изображение жизни в образах, которое соответствует сути явлений самой жизни
- правдивость деталей в конкретных условиях, что позволяет достигнуть типизации образов
- искусство носит жизнеутверждающий характер даже при трагическом конфликте
- стремление к рассмотрению действительности в процессе развития
- способность обнаруживать развитие новых психологических, социальных, общественных отношений.
Этапы развития реализма 19 века
В 20-40-е годы 19 века в европейских странах и в России практически одновременно происходит формирование критического реализма. Это направление становится ведущим во многих литературах мира.
Однако, литературный процесс этого периода не сводится только к реалистической системе – деятельность писателей-романтиков продолжается в полной мере и в Европе, и в США. Таким образом, развитие литературного процесса происходит через взаимодействие эстетических систем, существовавших на тот момент.
Важно заметить, что реализм является не застывшей системой, а направлением, которое постоянно развивается. Уже в 19 веке образуются разные течения реализма. Например, Бальзак, Мериме, Флобер отвечали на основные исторические вопросы, продиктованные эпохой, но при этом их произведения отличаются своеобразием формы и различием в содержании.
В 1830-1840-е годы в творчестве европейских писателей наиболее ярко проявляются примечательные черты реализма в качестве литературного направления, которое дает многогранную картину действительности. Реализм стремится к аналитическому исследованию действительности.
Для литературы 1830-1840 - х годов характерна любовь в 19 веку. Например, эта любовь особенно ярко выражается в произведениях Бальзака и Стендаля, которые не переставали удивляться его динамизму, неисчерпаемости энергии, многообразию. Этим обусловлены и черты героев первого этапа реализма, которые были деятельными, имевшими изобретательный ум и не боявшиеся столкновения с негативными обстоятельствами. Во многом, эти герои были связаны с эпохой Наполеона, но при этом вырабатывали свою стратегию общественного и личного поведения.
Реалисты второй половины 19 века упрекали своих предшественников в остаточном романтизме. Романтическая традиция достаточно ярко представлена в произведениях Мериме, Бальзака, Стендаля. Например, Стендаля называли «последним гусаром романтизма». Романтическими чертами в произведениях реалистов являются:
- культ экзотики (например, в новеллах Мериме «Таманго», «Кармен», «Маттео Фальконе»)
- изображение ярких индивидуальностей и сильных страстей (Стендаль «Красное и черное», «Ванина Ванини»)
- пристрастие к авантюрным сюжетам, использование элементов фантастики «Мериме «Венера Ильская», Бальзак «Шагреневая кожа»)
- четкое разделение героев на положительных и отрицательных (произведения Диккенса). Положительные герои являются носителями идеалов автора.
Таким образом, реализм первого периода и романтизм имеют сложную «родственную» связь, которая проявляется в наследовании приемов и мотивов, присущих романтизму.
Вторая половина 19 века считается триумфом реализма. Реализм к этому времени укрепляется к литературе европейских стран и в российской литературе.
В это же время, начиная с 50-х годов 19 века, начинается и новый этап в истории развития реализма. Данный этап предполагает совершенно новый подход к изображению героя и общества, которое его окружает. Нравственная, политическая, социальная атмосфера, сложившаяся во второй половине 19 века, заставила писателей повернуться в сторону изучения человека, который не является героем, но в характере и судьбе которого происходит преломление основных примет эпохи, которые выражаются не в каком-то крупном деянии, масштабном поступке или бушующей страсти, не в масштабном конфликте или противостоянии, психологическом либо социальном, не в личности, доведенной до предела, а самой в обыденной, будничной жизни.
Например, в романе У.Теккерея «Ньюкомбы» акцент ставится на специфике изучения характера человека – необходимости понимания и аналитического рассмотрения душевных движений и не всегда проявленных социальных связей. Главной особенностью реализма этой эпохи является то, что все сосредотачивается на изображении человека и его характера, а не обстоятельств. При этом обстоятельства не исчезают, но их взаимодействие с характером имеет другое качество, обстоятельства перестают быть самостоятельными, они зависят от характера героя.
Эстетической обстановкой критического реализма является объективность воспроизводимого. Писатели занимаются поиском способов сближения литературного миропонимания и научного знания. Этой идее следуют многие реалисты второй половины 19 века.
Главной чертой творчества реалистов является сложно выраженное положительное начало. Их мало интересует проблема будущего, гораздо важнее для них то, что находится «здесь и сейчас».
Реализм имеет длительную историю, он продолжает свое существование и в настоящее время.