Детектив – это жанр произведений массовой культуры, в которых описывается процесс раскрытия некой тайны, связанной с преступлением.
Предпосылки возникновения жанра детектива
На развитие детективного жанра оказали значительное влияние не только литературные истоки, но и реформы в юридической системе. Появление и развитие детективной литературы имеет непосредственную связь с перестройкой системы правосудия.
Детектив, поддерживая в фикциональной форме основные принципы демократического государства, выдвигает идею абсолютной справедливости. Именно поэтому первые произведения детективного жанра появились в Америке – давние демократические законы страны закреплены в ее Конституции.
Демократические традиции стали главным социокультурным фактором, который определил дальнейшее развитие жанра в 20 веке. В американской литературе появились такие направления, как:
- Детектив полицейской процедуры;
- «Крутой» детектив;
- Юридический триллер.
Эти направления жанра во многом были основаны на глубоко укорененном представлении американцев о праве личности на защиту своих прав, интересов, свобод, и обязанности государства создать систему институтов, которые будут обеспечивать реализацию этих прав.
Значимость социально-культурных предпосылок и литературных истоков определяет двойственную природу детектива. Детектив – это, с одной стороны, художественная форма повествования, которая отвечает на определенные запросы времени, связанные со становлением правового государства и социальными переменами. Но с другой стороны, детектив – это изображение вымышленных событий и персонажей, которое имеет специфическое эстетическое оформление. Впервые эстетическое оформление таких произведений было артикулировано Э. По в 40-е годы 19 века. В дальнейшем детектив, продолжая оставаться явлением массовой литературы, применял творческие принципы художественных произведений литературного канона. Например, «крутой» детектив Р. Чандлера и Д. Хэммета связан с литературой модернизма, юридический триллер Дж. Грэшема, детектив полицейской процедуры Э. Макбейна основан на принципах реализма.
В 20 веке детектив, выходя за пределы классической детективной модели, созданной Э. По, расширил свои границы. В настоящее время существует множество новых направлений, которые основаны не только на решении логических загадок детектива, но и затрагивают важнейшие проблемы современной действительности.
Развитие детектива в 1920-1990-е годы
20-40-е годы 20 века – это период становления и расцвета «крутого» (жесткого) детектива. Основоположниками этого направления являются Р. Чандлер и Д. Хэммет. До появления романов этих писателей направление было известно читателям по публикациям в так называемых десятицентовых изданиях и развлекательных «вудпалпс».
В 1886 году в Нью-Йоркском еженедельнике начали публиковаться истории о частном сыщики Нике Картере. Наиболее популярные истории затем публиковались в десятицентовых изданиях до 1936 года. Ник Картер – типичный герой массовой беллетристики начала 20 столетия. Одной из главных характеристик персонажа является не столько дедуктивный метод, сколько способность к практическим действиям. Ник Картер – воплощение американского идеала той эпохи.
В середине 20 века в детективной литературе появилось новое направление, в котором основное внимание уделялось работе официальных органов правопорядка. Э. Макбейн является одним из самых известных писателей направления полицейского детектива.
В 1990-е годы появилась еще одна разновидность жанра – детектив «юридической процедуры», или «юридического триллера». Развитие этого жанра связано с именем Дж. Грэшема. Главная интрига и события произведений этого направления обусловлены с профессиональным статусом главного героя – профессионального юриста.
Таким образом, образцом развития детективной литературы в 20 веке стала формула классического детектива, появившаяся в детективных произведениях Э. По.
Художественное пространство «крутого» детектива основано на принципе индивидуализма. В произведениях этого направления справедливость – это результат активных действий частного сыщика, который и является главным героем.
Эстетическая система полицейского детектива предполагает, что справедливость и порядок поддерживаются совместными усилиями персонажей, образующих целостную систему, которая призвана сохранять баланс сил добра и зла.
В юридическом триллере эмоционально-эстетическое содержание, система персонажей основываются на возвращении сложным механизмам судебных процедур личностного гуманистического измерения.
Структура сюжета жесткого детектива сходна во многом с классической моделью, однако в «крутом» детективе акцент с интеллектуального поиска смещается в область напряженного действия, который заменяет метод дедуктивного рассуждения.
Процесс раскрытия преступления в произведениях этого жанра связан с ложью, жестокостью, коррупцией и предательством респектабельного с виду мира. Сыщик в результате развития сюжета оказывается не только перед проблемой обнаружения виновного, ему приходится определять собственную моральную позицию.
В полицейском детективе, как и в любом типе детектива, есть тайна преступления и необходимость ее раскрытия. Полицейский детектив, сохраняя традиционную схему сюжета, вводит в повествование другой тип главного героя – профессионального полицейского. Полицейский детектив вступает в полемику с классическим и жестким детективом. Главным мотивом такой полемики оказывается несоответствие содержания произведений реальности, в которой совершаются подлинные преступления.
В юридическом триллере внимание фокусируется на стадии принятия решения по делу, моменте институционализации социального смысла, придания ей истины. Всегда существуют как минимум две интерпретации событий: одна представлена адвокатом, другая – прокурором.