Футурология – это прогнозирование будущего.
Футурология в творчестве Р. Брэдбери
Рэй Брэдбери является одним из самых загадочных писателей современности. Раннюю прозу Рэя Брэдбери называют предупреждающей, или футурологической. В этот период под пером писателя рождаются иллюстрации человеческих пороков. Общий тон повествования мрачный, с преобладанием темных красок при описании характеров, действий и явлений. Все это создает впечатление отсутствия в писателе гуманистических начал, что ошибочно. А. Акимов отмечает, что Брэдбери, чтобы оправдать свои взгляды на будущее человечества, разбирает предостерегающие человека потенциальные угрозы и показывает, к каким последствиям они способны привести. Но при этом Брэдбери не утверждает, что это неминуемо случится. Он предупреждает – это может произойти, если не принимать меры.
Многие исследователи отмечают, что Р. Брэдбери твердо убежден в том, что главное во Вселенной – человек. При этом писателя одни критики причисляют к борцам против социального неравенства и социальной несправедливости, другие называют его мэтром научной фантастики, а третьи считают пацифистом, далеким от жизненной реальности.
Примечательно, что писатель, пишущий о научно-техническом прогрессе, сам вел весьма специфичный образ жизни. Брэдбери никогда не имел автомобиля, не садился за руль, предпочитая передвигаться на велосипеде. Он никогда не летал на самолете.
Сам писатель называет себя автором «непостижимых, умопомрачительных сказок».
Проблемы человеческого бытия затрагиваются писателем не только в фантастических произведениях. Перу Брэдбери принадлежит ряд реалистических рассказов:
- «Научный подход».
- «Чудесный костюм цвета сливочного мороженного».
- «Лучший из возможных миров».
- «Знали, чего хотят».
- «Стая воронов» и т. д.
В этих произведениях американский писатель рассматривает проблемы бытия, но на субъективно-частном уровне, в отличие от ранних рассказов.
Омертвение души как глобальная проблема человечества
Нередко герои произведений Р. Брэдбери предстают абсолютно негуманными, бездуховными людьми. Например, много общего можно заметить во внешних чертах персонажей рассказов «Вельд» и «Пришло время дождей» - Венди, Питера и Бланш Хилгуд. Однако мировосприятие этих героев существенно отличается. Венди и Питер совершают бесчеловечный поступок – убивают собственных родителей. А мисс Хилгуд приносит своим новым знакомым спасительный дождь.
Центральную роль в произведениях Брэдбери играет образ автора-повествователя. Именно он задает атмосферу и общий тон повествованию, определяет настроение восприятия. Как и любой рассказчик, автор-повествователь вносит в происходящее субъективную оценку. В произведениях Брэдбери отсутствует комментарий событий рассказчиком. Читатель сам выбирает, как ему относиться к происходящему. Герои произведений сами раскрывают себя с отрицательной или положительной стороны. Они своими поступками доказывают причастность к гуманизму.
В произведениях Брэдбери выводится закономерность: если человек подчиняется обстоятельствам, он в итоге теряет все человеческое. Самым страшным возмездием, воздаваемым жизнью за приспособленчество, является омертвение души.
Где бы ни оказывались герои Брэдбери, где бы ни разворачивалось действие произведения, все внимание писателя неизменно приковано к моментам самореализации личности – к Мечте, Любви и Подвигу. У Брэдбери поиск новых горизонтов приобретает гуманистическую идею и определенную цель: помочь человечеству стать бессмертным.
Брэдбери как-то сказал: «Я не стараюсь предсказать будущее. Я пытаюсь его предотвратить». В более поздних произведениях фантаста читатель наблюдает «омертвение души» героев вкупе с их инертным поведением. Писатель показывает, что жизнь ребенка, которого лишили истинной духовности, страшна. Так, в рассказе «Вельд» родители пытаются перевоспитать разбаловавшихся детей, но не выдерживают борьбы с их душевной чёрствостью и злобной агрессией. Писатель показывает, что не так страшно зло явное, с которым можно бороться, сколько червоточины из глубины человеческой души, мелкое зло, которое не было вырвано вовремя, и которое в конечном итоге превратило человека в гораздо более жуткую фигуру, чем инопланетные чудовища.
Такие дети с «червоточинами» вырастают во взрослых. Их жизнь наполнена ненавистью, эгоизмом, косностью мышления. Одним из таких героев является Ральф Бэнгарт из произведения «Карлик». Ему не свойственны ни чувство уважения, ни сострадания, ни стремления помочь человеку. А жестокий поступок Ральфа противоречит всем законам гуманистической концепции.
«451° Фаренгейту»
Самым известным романом-предупреждением Р. Брэдбери является роман «451° по Фаренгейту». Этим произведением писатель отзывается на технический бум, который ведет к дегуманизации общества. «451° Фаренгейту» - один из лучших образцов антиутопии.
В романе писатель изображает Америку будущего. Главный герой романа работает пожарным. Однако его работа заключается не в тушении пожаров, а в сжигании книг и домов тех, кто держит их у себя. Монтэг не задумывается о смысле своей деятельности, как и о последствиях. Он живет в мире, где нет места человеческим чувствам. Отношения между людьми сведены к обмену стандартными репликами. Жена героя Милдред является олицетворением этого бездумно-стерильного мира. Она живет телепрограммами и играет в телеигры. Супружеские отношения в этой семье, как и в других – просто формальность.
Но однажды Монтэг понимает, что в этой жизни что-то не так. Кларисса меняет мироощущение героя. Монтэг задумывается о том, что люди наделены эмоциями, что у них есть внутренняя жизнь.
«451° Фаренгейту» - это предупреждение об угрозе тотального подавления человеческой личности. Роман был написан в разгар холодной войны. Образ огня в романе обретает неоднозначный смысл. Это и разрушающая сила, которая уничтожает книги, и олицетворение человеческого духа.
Брэдбери, в отличие от некоторых фантастов-футурологов, которые склонны к негативным прогнозам относительно будущего планеты и человечества, является оптимистом, верящим в торжество доброго начала в человеке.