Психологизм – это подробное, полное и глубокое изображение мыслей, чувств, переживаний литературного персонажа.
Подходы к определению психологизма
Динамика развития художественной литературы от эпохи Античности к Новому времени включает в себя и процессы эволюции психологизма. Происходит углубление понимания закономерностей внутренней жизни, обогащение художественных средств ее изображения, а также значительно возрастает эстетическое совершенство и значение психологизма в системе культуры.
Психологизм имманентен к литературе, он зародился еще на архаическом этапе ее развития. Как осознанный эстетический принцип, психологизм зародился на более поздних этапах литературного процесса. Мнения исследователей о времени зарождения психологизма расходятся, но все единодушно признают, что вершиной эволюции художественного психологизма является 19 век.
Психологизм, по определению Л. Я. Гинзбурга, это исследование душевной жизни персонажа в ее противоречиях. При этом под душевной жизнью он понимает «динамическое сосуществование разных уровней» поведения героя.
Психологизм рядом исследователей рассматривается не как литературный прием, а как свойство художественной литературы, которое включает в себя и отражение психологии автора.
Перечисленные определения понятия психологизма не являются исчерпывающими. Так, А. Иезуитов понятие психологизма сводит к следующим основным значениям:
- Психологизм – это родовой признак искусства слово, свидетельство его художественности.
- Психологизм – это результат художественного творчества. В данном контексте психологизм рассматривается как отражение и выражении психологии автора, персонажей, а также общественной психологии, раскрывающейся через личность художника и через образы персонажей, созданных им.
- Психологизм – это определяющей эстетический принцип, первоочередная, особая цель и задача художественного творчества. Именно психология человека рассматривается как главный объект отражения и воспроизведения, а психологизм является разработкой форм и способов ее воплощения в художественном произведении.
Исследователи считают, что необходимо разграничивать психологию персонажа, автора и читателя.
Чаще всего под психологизмом понимается исследование душевной жизни персонажей в ее противоречиях.
Сложности в формулировке единого определения литературного психологизма обусловлены смешением таких понятий, как «психологическое изображение», «психологизм», «психологический анализ», а также нечеткостью соотнесения психологизма с треугольником «автор – персонаж – читатель».
Таким образом, под художественным психологизмом можно понимать художественно-образную и изобразительно-выразительную реконструкцию, и актуализацию внутренней жизни персонажа, которые обусловлены представлениями автора о личности, его ценностной ориентацией, а также коммуникативной стратегией.
Психологическое изображение – это художественное исследование состояний, чувств и переживаний героя и его душевно-духовного личностного опыта.
Подходы к изучению психологизма художественного произведения
Комплексный подход к исследованию психологизма, предложенный Н. В. Забабуровой, подразумевает анализ произведения по следующим параметрам:
- Тип психологической проблематики. Здесь проводится анализ влияния внелитературных (научных, философских, социально-исторических) факторов и литературных (эстетическая концепция направления, к которой себя относит писатель, литературные традиции). Именно эти факторы определяют особенности художественного мышления автора и его мировоззрение. Психологическая проблематика обусловливает жанровые особенности произведения.
- Концепция личности, характерная данной эпохе и социальной среде. Данная концепция реализуется в формах воплощения внутренней жизни.
- Творческий метод, художественная система. На данном уровне анализируется соотношение исторической типологии форм психологизма с творческими методами.
- Уровень поэтики произведения.
Продуктивность анализа художественного психологизма тесно связана с исследовательской установкой на целостность текста и его исследования.
Психологизм художественного текста обладает системной природой, поэтому фрагментарное изучение вызывает определенные сложности. В связи с этим в качестве альтернативы может быть предложен филологический анализ, предполагающий исследование текста в совокупности всех его компонентов, уровней и сторон. Задачами филологического анализа являются:
- выявление специфики отдельных элементов произведения и их целостности;
- объединение литературоведческого и лингвистического подходов к тексту;
- соотнесение текста с автором и с читателем.
Опираясь на идею о качественном видоизменении психологизма, для которого свойственны распад характера, а также символические, хронотопические и мифологические способы выявления характера персонажа, можно выбрать способ исследования, который бы позволил выявить психологическую специфику на всех уровнях художественного произведения в их системе.
Р. Ингарден предлагает рассматривать в комплексе эстетический предмет и эмоционально-созерцательный опыт. Анализ психологического содержания текста должен производиться с точки зрения функциональной значимости выражения, изображения и воздействия на реципиента. Воспринимающий – читатель – ориентирован на эмоционально-эстетическое переживание, которое основано на объединении в одно целое множества художественных качеств. Такой подход обусловлен и новой научной парадигмой.
При исследовании психологизма произведения необходимо учитывать системность природы психологизма, соотносить персонажный, авторский и читательский планы, а также соблюдать требование изоморфности текста, используя литературоведческие, психологические и философские методики.