Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологический метод изучения литературы

Определение 1

Психологизм – это способ изображения душевной жизни персонажа в литературно-художественном произведении, воссоздание динамики внутренней жизни персонажа, анализ личностных свойств героя, смены его душевных состояний.

Становление психологического подхода к изучению литературы

Основу психологических подходов составляет общая мысль, согласно которой слово является порождающей моделью. В литературоведении психологическое направление призвано разгадать тайн у произведения, преимущественно опираясь на читательское восприятие и психологию писателя. Это направление получило развитие с усилением внимания к отдельно взятой личности в конце 19 века и на протяжении 20 века.

Психологический подход к изучению литературы представлен разнородными явлениями:

  • психологией искусства, которая опирается на эмпирику;
  • Харьковской психологической школой;
  • психологической школой на Западе;
  • аналитической психологией Юнга;
  • фрейдизмом;
  • новыми подходами последователей Юнга и Фрейда, а также разработками их оппонентов и учеников.

Несмотря на все различия школ и методов, в психологическом подходе общим является ориентация на изучение психологии писателя как творца и на изучении восприятия произведения читателем. Сторонники психологического метода изучения литературы в системе «литература» в первую очередь интересуют связи «произведение – читатель» и «автор-произведение», то есть субъективная сторона писательского творения, которое постигается читателем в зависимости от собственного жизненного опыта и душевного состояния.

Психологическое направление возникло в недрах культурно-исторической школы. На Западе основателем психологической школы является И. Тэн, в России – академик А. Н. Веселовский.

Основное положение о связи литературы с историческим процессом и национальной традицией является фактором, объединяющим психологическое направление с социально-исторической и культурно-исторической школой.

«Психологический метод изучения литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психологическое направление в литературе за рубежом развивали В. Вундт, Э. Эннекен, Э. Эльстер, В. Вец, Э. Гроссе, Э. Бертрам. Эмилю Эннекену принадлежит идея соединения социологического и эстетического аспектов. Для этого он предложил и специальный термин – «этнопсихология». Эннекен советует искать указания к разгадке тайны художника исключительно в самом произведении.

Для этого он предложил общий план анализа:

  • Эстетического
  • Психологического
  • Социологического.

Психологический метод в Росси развивался благодаря работам А. А. Потебни и его последователей – А. Г. Горнфельда, Б. А. Лезина, Д. Н. Овсянико-Куликовского, В. И. Харциева. их работы были опубликованы в редактируемом А. А. Потебней альманахе «Вопросы теории психологии творчества».

В 1862 году в «Журнале Министерства народного просвещения» была опубликована серия статей А. А. Потебни, посвященных философии языка В. фон Гумбольдта. Позже эти статьи были изданы отдельной книгой, получившей название «Мысль и язык». Основу труда Потебни оставляла так называемая «высокая психология», близкая к философии, поэзии, истории, а также к антропологии и этнографии.

А. А. Потебня ввел термин «внутренняя форма слова». Термин выходит из представления о том, что вместе с пониманием рождается слово, а звучание соединяется со значением. Потебня, как и Гумбольдт, в слове увидел свернутую метафору, единство звуков, которые создают образ и представление.

Замечание 1

Отправная точка слова, то есть его этимология, это глубинное национально-ментальное представление о предмете (например, медведь – ведавший мед, окно-око и т.д.).

Внутренняя форма слова обозначает не все признаки предмета и выражает не всю мысль, а лишь один из множества возможных вариантов. В этом заключается гениальность догадки А. А. Потебни. Например, образ стола получил внутреннюю форму от корня «стл» («стлать»), может обозначать разные столы, независимо от их размера, формы, материала и предназначения. Язык в себе несет следы индивидуального общения, а во внутренней форме слова заложена идея движения от этимологического обозначения к современному представлению.

Категория психологизма

Категория психологизма является одной из ключевых категорий психологического метода изучения литературы и искусства. Через эту категорию была предпринята попытка выявить связь между психологией и искусствознанием. Своим возникновением психологизм обязан появлению романа, который создавался методом самоанализа, рефлексии. Как правило, это был дневник писателя от первого лица. Приемом «дневника» или «записок» в отечественной литературе пользовались, например, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Л. Н. Толстой считал М. Ю. Лермонтова своим учителем по мастерству психологической прозы. Блестящими образцами психологической литературы являются произведения «Детство», «Юность», «Мои университеты» М. Горького, «Подросток» Достоевского, основанные на рефлексии автора.

О категории психологизма правомерно говорить не только применительно к литературе реализма.

Замечание 2

Для романтической литературы характерен особый психологизм – героический

Если рассматривать психологизм в качестве совокупности приемов создания литературно-художественного героя, то в сферу исследования психологизма можно отнести особенности психологии писателя, его творческую индивидуальность и развитие. К числу связанных с особенностями психологии творческой личности проблем относятся жизненное кредо автора, его идеи, особенности социальных взаимосвязей, поворотные пункты судьбы. В процессе создания своих героев автор постигает человеческую психологию, развивает свои возможности в качестве знатока человеческой души.

В категорию психологизма входят и возможности психологического анализа литературно-художественного произведения. Анализ литературных произведений Л. С. Выготского является ярким примером этого. Главным элементом анализа является действие, время, когда по замыслу автора оно осуществляется, содержание, использование цвета, особенности эмоционального воздействия, отношение самого писателя к героям и к произведению, содержание авторских отступлений.

Для полного изучения особенностей психологизма в произведении необходимо исследование особенностей восприятия произведения читателем.

Таким образом, широкое понимание психологизма позволяет применить системный подход к произведению, к автору, а также к психологическим особенностям восприятия произведения читателем.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot