Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Противостояние индивидуума и общества на примере повести А. Камю "Посторонний"

Определение 1

Экзистенциализм – это философское направление 20 века, выдвигающее на первый план уникальность бытия человека и поднимающее вопросы смысла жизни и абсурдности бытия, а также проблему отношения человека к смерти.

«Посторонний» в контексте философии экзистенциализма

Установки экзистенциализма стали бытийными ориентирами и жизненными ценностями для многих персонажей западноевропейской литературы. Среди таких установок:

  • Осмысление человеческого существования в пограничных ситуациях;
  • Формирование способности оценивать свои поступки;
  • Определение подлинности выбора в пограничных ситуациях.

Основы экзистенциализма были заложены в 19 веке датским философом и теологом С. Кьеркегором. Развитие экзистенциализм получил в 20 веке на фоне пессимистического взгляда на научный, технический, нравственный прогресс, который обернулся кошмаром тоталитарных режимов и мировых войн.

В центре внимания экзистенциалистов оказались проблемы существования человека, его отношение к смерти, проблемы ответственности, выбора, смысла жизни и бытия как такового. Экзистенциализм оказал значительное влияние на умы европейцев во многом благодаря А. Камю, крупному писателю, философу и публицисту.

В 1937 году у Камю возник замысел повести «Посторонний». В «Записных книжках» он определяет тему будущего произведения: рассказ о человеке, не желающем оправдываться и предпочитающем то представление, которое о нем сложилось у окружающих. Он умирает с осознанием своей правоты.

А. Камю считал, что роман – не просто художественное произведение, а продолжение философии. Поэтому повесть «Посторонний» рассматривается в контексте философии экзистенциализма. Уже само название произведения – «Посторонний» - отсылает к экзистенциализму, в центре философии которого оказывается отчуждение от общества. Представители этого направления считают, что достоинством обладает тот человек, который смог избавиться от общества.

«Противостояние индивидуума и общества на примере повести А. Камю "Посторонний" » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Мерсо как «чужой» человек

В лице Мерсо, главного героя произведения, Камю показал именно «чужого» человека, отказывающегося быть как все. Он отказывается лгать, предпочитая всегда говорить правду, даже если это абсолютно противоречит его личным интересам.

И сам Мерсо ощущает себя лишним, «непрошеным гостем». Он посторонний и в зале суда: «мою судьбу решали, не спрашивая моего мнения». Посторонний он и в отношении к жизни, которую он рассматривает как нелепое собрание ритуалов и отказывается их выполнять. Например, Мерсо не плачет на похоронах матери, отказывается в последний раз взглянуть на нее и т.д.

Но герой повести Камю чужд не только обществу, жизни, он чужд даже самому себе. Мерсо даже не знает, что ему интересно.

В литературоведении считается, что Мерсо – вымышленный образ. Именно воображаемость образа героя акцентирует отсутствие у него портрета, указаний на возраст, привычек. Героя можно отнести к разным поколениям. Благодаря мотиву сна, пронизывающему все произведение, складывается ощущение ирреальности. Из состояния сна равнодушного Мерсо не смогло вывести даже убийство, совершенное им.

Сам Камю характеризует Мерсо как невольного убийцу, осужденного за то, что отказывается играть в игру окружающем. И в этом смысле он чужд обществу, отказывается лгать, избегает маскировки, говорит правду, и общество чувствует себя под угрозой. Этот мотив игры появляется в эпизоде в зале суда, когда герой чувствует, будто это все игра. Писатель ставить героя в пограничную ситуацию, типичную для экзистенциалистов – в ситуацию выбора перед лицом смерти.

Замечание 1

Согласно философии экзистенциализма, именно в пограничных ситуациях наступает прозрение.

Герой повести выбирает свободу знать, что мир абсурден. Он отказывается идти на компромисс и принимает смерть. Главная черта образа Мерсо – равнодушие, которое можно интерпретировать как сознательный уход от предстоящего выбора. Мерсо оказывается «посторонним» по отношению к бытию. Он остается равнодушным к различным явлениям бытия, которые могли бы повлечь определенные действия. Но Мерсо предпочитает равнодушие, не углубляясь в возможности выбора.

Мотив равнодушия связан с одной из ключевых категорий философии экзистенциализма – свободой. А. Камю отмечал: «Этот мир не имеет значения. И кто это понимает, обретает свободу». Он считал, что быть свободным – значит, думать и поступать не «как все». Мерсо полностью удовлетворяет эти требования. В повести главенствующая роль отведена категории абсурдности. Абсурдность пронизывает всю повесть, начиная с самого первого предложения. Абсурден и суд над Мерсо – его судят не за убийство, а за то, что на похоронах матери он не плакал. Кроме самого Мерсо это осознает только его адвокат. Сцена суда – доказательство ирреальности происходящего. То, что героя судят и за его «неподобающее» поведение на похоронах матери, противоречит элементарному здравому смыслу, не говоря уже о юридических законах и правах человека. Но к этому эпизоду, тем не менее, обращается не только прокурор, но даже адвокат.

В экзистенциализме смерть рассматривается не как прекращение жизни, а как тень, омрачающая ее. Здесь речь идет не о факте смерти, а о ее ожидании. Мерсо принимает смерть как неизбежное. Но он считает, что «жизнь не стоит того, чтобы за нее цепляться». А. Камю ставит своего героя в типичное для экзистенциализма положение, на грани выбора между жизнью и смертью.

Концепция абсурда отражает художественное видением писателя, но не освобождает героя от порока нравственного равнодушия. Чувство абсурда делает убийство безразличным, а значит, возможным. Если ни в чем нет смысла, ценность чего-либо нельзя утверждать, то все неважно и все допустимо. Убийца оказывается ни правым, ни виноватым. А злодейство или добродетель – это прихоть или случайность.

В повести «Посторонний» А. Камю пытается встать на защиту человека. Писатель освободил своего героя от фальши. Мерсо имеет «право не лгать», а это и есть свобода. Образ Мерсо – выражение бунта, типичный образ эпохи разочарований и тревог. Но вместе с этим, Мерсо – это свобода бунтаря, который замкнул вселенную в себе.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot